|
Речь идет о куполе Скалы,
перешедшем в собственность регулярныхканоников храма Господа (Templum domini),
которые сделали его своей церковью. Она была освящена в 1142 г. Купол был
увенчан массивным золотым крестом. Внутри, на скале, отныне облицованной
мрамором, находился алтарь, обнесенный оградой из кованого железа. Мозаики на
стенах изображали эпизоды из Ветхого Завета. Находившийся недалеко от храма
Господа (Templum domini) Малый купол Цепи стал церковью Св. Иакова Младшего.
Площадь была полностью окружена стеной. Попасть на нее можно было через одни из
семи городских ворот, прозванные Золотыми, которые открывали только в Вербное
воскресенье и в день Воздвижения Креста52.
В период расцвета королевства, между 1150 и 1180 гг., орден приобрел
дома и лавки в жилых кварталах города.
Так выглядел квартал вокруг главной резиденции ордена Храма в XII в. Но
«Каменный пол» был также и городским кварталом, который оживал во время важных
шествий, например по случаю коронации короля. Хронист Эрнуль рассказывает о
восшествии на трон в ноябре 1183 г. Балдуина V, которому тогда было всего шесть
лет. Патриарх возложил на него корону в храме Гроба Господня, затем
образовалась процессия, и шествие достигло Храмовой площади. Юного короля ввели
в храм Господа, где «согласно обычаю франкских королей Иерусалима,
происходящему из еврейской традиции, король вверил свою корону Церкви и затем
получил ее обратно». После этого шествие направилось к храму Соломона, где
зажиточные горожане устроили пир для короля и его свиты53.
Если храм Соломона являлся для ордена отчим домом, то Богоматерь была
его покровительницей, и не нужно быть прозорливцем, чтобы обнаружить в этом
выборе влияние св. Бернарда. Это почитание Девы Марии объясняет то, что
первоначально пожертвования ордену адресовались Божьей Матери, в ее честь был
принят устав, и половина молитв, которые надлежало читать братьям, посвящалась
ей. Одной из первых и главных крепостей, порученных охране тамплиеров, стала
Тортоса в графстве Триполи. Этот город славился тем, что туда стекались
паломники, дабы почтить Богородицу; к тому же предание гласило, будто Св. Петр
по пути в Антиохию остановился в Тортосе, чтобы освятить самый древний храм,
возведенный в честь Матери Христа54.
Орден Храма состоял из рыцарей, сержантов, капелланов; первых было
меньше всего, особенно на Западе. Таким образом, в Европе духовенство и миряне,
которые чаще всего имели дело только с сержантами, привыкли одинаково называть
«братьями» всех, входящих в орден Храма, не делая между ними различия. Но
светские и церковные власти, более сведущие в реальном положении дел, различали,
подобно королю Англии Генриху II, «братьев гостеприимного дома св. Иоанна, и
рыцарей храма Соломона». Епископ Каркассона, представитель власти, который
также знал, как разговаривает его паства, однажды разрешал спор между «братьями
воинства и братьями госпитеприимного дома для бедных в Каркассоне». Таким
образом, люди XII в. прекрасно осознавали разницу между военной деятельностью
тамплиеров и благотворительностью госпитальеров, несмотря на трансформацию
последнего. В следующем веке это различие несколько стерлось, но совсем не
исчезло. О нем придется вспомнить ко времени процесса тамплиеров, так как его
использовали как аргумент против них.
Тем не менее подобные тонкости мало ощутимы в светском обществе:
рассказывая о взятии мусульманами замка госпитальеров Арсуфа в 1256 г., хроника
«тамплиера из Тира» указывает, что «в плен были взяты рыцари-монахи и мирские
рыцари»55. В конце XIII в. тамплиеры и госпитальеры все еще были «новым
рыцарством».
Устав
На начальном этапе «бедные рыцари Христовы» почти не занимались
проблемами организации: Гуго де Пейен был магистром, а остальные — братьями.
Первые успехи ордена вынудили тамплиеров сделать следующий шаг, ведь от этого
зависела эффективность его деятельности. Свои наиболее устойчивые черты
организация ордена приобрела в течение магистерского правления Роберта де
Краона (1136 (37) - 1149).
Роберт де Краон принадлежал к высшей знати. По своему деду он приходился
родственником семейству Капетингов: его отец стал сеньором Краона, женившись на
Домиции де Витре. Последний сын сеньора Краона и Домиции, Роберт, был знаком с
основателем Фонтевро, Робертом д'Арбрисселем, ему довелось слушать
проповедников Первого крестового похода. Он был частым гостем при дворе
ангулемских сеньоров, а затем поступил на службу к Гильому IX Акви-танскому. И
вдруг, в тот самый миг, когда он оспаривал у конкурента руку богатой наследницы
Конфлана и Шабанна, Роберт внезапно порвал все, что связывало его с Западом,
отплыл в Палестину и вступил в орден тамплиеров около 1126 г.
В 1132, а затем в 1136 г., в чине сенешаля ордена он приезжал в Европу в
поисках подкреплений. После смерти Гуго де Пейена Роберта избрали магистром
ордена Храма (в эту эпоху выражение «великий магистр» уже было известно, хотя и
редко использовалось56). Во время его правления произошли два важных события: в
1139 г. Роберт получил от папы буллу Omne Datum optimum, которая официально
закрепила привилегии, предоставленные ордену к этому времени. На следующий год
магистр распорядился перевести — или скорее адаптировать — устав на французский
язык. Действительно, французская версия не во всем повторяет латинский оригинал.
В самое разное время в нее были внесены дополнения. У нас еще будет время
прибегнуть к положениям устава, чтобы проиллюстрировать разные аспекты жизни
тамплиеров; сейчас же имеет смысл установить фазы этой обработки и выяснить,
насколько она значима.
Надо еще учитывать, что новая датировка, предложенная Р. Хиштандом,
поз
|
|