|
от Рауля ле Гра из Шампани были
адресованы «Христу и его рыцарям Святого града». Примерно два века спустя
король Португалии Диниш, защищавший орден Храма и отказавшийся передать его
португальские владения ордену госпитальеров, добился создания другого ордена,
призванного продолжить дело храмовников и получившего название «ордена Христа».
Но обиходные названия ордена Храма и тамплиеров вскоре вошли в практику:
поэтому составители пролога французской версии ничтоже сумняшеся завершают его
такими словами: «Здесь начинается устав бедных рыцарей Храма». Дарственные акты
этих лет часто адресованы «Богу и рыцарям храма Соломона в Иерусалиме», «Богу и
святому воинству иерусалимскому храма Соломона».
Когда Гуго и его первые сподвижники объединились, у них, по словам
Гильома Тирского, не было «ни церкви, ни постоянного жилища». Из милосердия,
король Иерусалима Балдуин II поселил их в крыле своего дворца — «вблизи храма
Господа» — как написали Гильом Тирский и Жак де Витри. Эрнуль выражается точнее,
говоря, что тамплиеры не дерзнули поселиться в храме Гроба Господня и выбрали
храм Соломона. Путаница между храмом Соломона, храмом Господа и храмом Гроба
Господня все еще возникает очень часто, даже в свежих книгах об истории ордена
Храма. Поскольку этот вопрос не обошелся без последствий — особенно в том, что
касается религиозной архитектуры тамплиеров — полезно вкратце описать «Святой
Град Иерусалим, который защищают и опекают вооруженные братья из воинства», о
чем в 1133 г. сообщает нам с некоторым преувеличением виконт Каркассона Роже де
Безье50.
Город, открывшийся взорам крестоносцев в 1099 г., представлял собой
грубый параллелепипед, окруженный стенами и башнями (см. план в Приложениях).
На плане из рукописи Камбре, датируемой приблизительно 1150 г., контур этой
крепостной стены изображен почти в форме прямоугольника. Современный старый
город соответствует средневековому Иерусалиму. Две почти перпендикулярные друг
другу дороги делят его на кварталы; ось север—юг — центральная часть которой
была оснащена кровлей в 1152 г. благодаря королеве Мелизинде, желавшей сделать
рынок крытым, — пролегает между двух холмов. К западу находится Голгофа,
святыня христианства, а к востоку — Мория, священное место ислама, где и
обосновались тамплиеры51.
Первым из христианского комплекса Голгофы был построен почитаемый всеми
храм Гроба Господня, состоявший из ротонды и базилики. Ротонда, или анастасис,
отреставрированная в 1048 г., была возведена над гробницей Христа — желанной
целью пилигримов, прибывавших на Святую землю. Впоследствии крестоносцы
пристроили к ней базилику, освященную 15 июля 1149 г., в пятидесятую годовщину
взятия города. К югу на древнем римском форуме в XI в. были возведены три
церкви — Св. Марии Латинской, Св. Марии Магдалины и Св. Иоанна Крестителя.
Около 1170 г. на деньги амаль-фийских купцов был построен гостеприимный дом,
где принимали паломников: позднее он вырос и превратился в госпитеприимный дом
св. Иоанна Иерусалимского, служители которого основали милосердный орден,
признанный папской властью в 1113 г. В течение XII в. он превратился в военный
орден, который одновременно соперничал и сотрудничал с орденом Храма, но при
этом сохранил верность своей изначальной миссии.
Напротив этого христианского квартала находилась Мория — религиозный и
духовный комплекс мусульман, созданный в правление халифов из династии Омейядов
(661-750) и называемый Хауран, «Дом Божий». В центре этой тщательно замощенной
обширной площади (с чем связано часто используемое название этого открытого
пространства — «каменный пол»), возвышается одно из сокровищ мусульманской
архитектуры, купол Скалы, который неправильно называют «мечетью Омара». Он был
построен между 687 и 691 гг., по многоугольному плану, не имеющему аналогов на
мусульманской территории, и увенчан великолепным золоченым куполом, покрывающим
камень, на котором, по преданию, Иаков увидел свой сон о лестнице. К югу от
площади между 705 и 715 гг. была построена мечеть аль-Акса. Это как раз и есть
«дальняя» мечеть, построенная в память о ночном путешествии пророка Мухаммеда
из Мекки. В плане она воспроизводит базилику.
Естественно, крестоносцы полностью перестроили Морию. В1104 г., когда
Балдуин I покинул башню Давида, доминировавшую над западными укреплениями
города к юго-западу от Гроба Господня, мечеть аль-Акса была в некотором смысле
секуляризована и стала королевской резиденцией. В 1118 г. Балдуин II поселил
там Гуго де Пейена и его рыцарей Христовых. Тогда же он сам покинул эту
резиденцию, переселившись в новый королевский дворец, построенный поблизости от
башни Давида. При этом он оставил весь комплекс аль-Акса новому рыцарству.
Крестоносцы поторопились отождествить аль-Акса с храмом Соломона, фундамент
которого сохранился до сих пор, и в результате достаточно скоро «бедные рыцари
Христовы» обрели свое окончательное название храмовников. Они сами приступили к
строительным работам: большой молитвенный зал бывшей мечети был разделен на
комнаты, к западу возвели новые здания, где разместились хранилище для
продуктов, складские помещения, трапезная... Хронист Теодорих отмечает, что
покатая кровля этого нового здания гармонировала с плоскими городскими крышами.
Расположенные в подвальных помещениях огромные сводчатые залы «хлевов Соломона»
стали конюшней ордена.
Перед храмом Соломона открывалась просторная площадь, получившая
название Храмовой — по храму Господа, Templum domini.
|
|