|
ение
рая двигала ими! Дарение, если оно носило
добровольный характер, прямо или косвенно обусловливалось
религиозной концепцией, даже если
дарили из чувства восхищения (порой неосознанного)
тамплиерами. Рыцарям Храма жертвовали из
христианского ____________милосердия, потому что они величали
себя бедным воинством Христовым и потому что
действительно ни один из них не владел собственным
имуществом. Однако гораздо чаще дарение совершалось
-
ради любви к Всевышнему и отпущения грехов, а нередко
- просто в благодарность за определенные услуги.
Случалось и так, что дарители, исполненные
желания снискать духовные блага и воспользоваться
молитвами рыцарей Ордена тамплиеров, не имели
возможности уступить свое имущество без компенсации.
В таком случае составлялся документ дарения-
продажи - дарения части имущества и продажи
другой его части в виде вознаграждения за понесен-
1з6
ный ущерб. Бывало, что даритель сохранял за собой
право собственности или взимания платы за наем, и
тогда дарение приобретало характер долгосрочной
аренды. В иных случаях дарение покрывалось займом,
гарантированным земеЛьной собственностью, -
по типу ипотеки.
Термин «дарение,> применялся в равной степени к
сдаче внаем поземельного налога (передача земли в
аренду за плату деньгами или продуктами), к обмену
или к особому акту передачи крепостного с его семьей
и участком, точнее - к передаче прав на труд этого
человека (к счастью, в ХIII веке подобная практика
сократилась в результате эволюции общества).
Имели место и случаи передачи Ордену тамплиеров
самого себя: «поручить,> себя Ордену означало обрести
надежную защиту и многочисленные льготы, но
после смерти человека все его имущество отходило
храмовникам. Этими операциями не исчерпывались
все виды деятельности Ордена. Находились братья,
неразборчивые в средствах, которые слишком преуспевали,
выманивали чрезмерные пожертвования
и в конце концов заслужили совершенно справедливые
упреки современников. Но ведь старались-то
они не для себя, а для Ордена и в конечном счете для
Бога! Что действительно изумляет в манере тамплиеров
вести дела, так это упорство в достижении намеченной
цели, последовательность действий, ловкость
и терпение в собирании разбросанных владений
и в повышении рентабельности производства,
другими словами - их методы укрупнения земельного
хозяйства. Они вырубали леса, когда считали
это необходимым, рыли пруды и осушали затопленные
поля. На командорствах Запада лежала обязанность
приносить пользу, чтобы пополнять казну. Как
таковое богатство для тамплиеров ничего не стоило.
Два хозяйства
Земли, удаленные от командорства, отдавались
внаем «вилланам,>, социальный статус которых, упомянем
мимоходом, уже позволял им накапливать
137
имущество, достаточное даже для женитьбы на горожанке.
Напротив, земли, прилегавшие к обители
тамплиеров, эксплуатировались непосредственно
под контролем братьев-служителей. Более того,
именно в житницы командорства стекались собранные
десятины и натуральные оброки. Здесь сосредоточивались
работники разных специальностей, поголовье
скота и земледельческий инвентарь. Исследование
двух описей, одна из которых, относящаяся
к командорству Божи, бьша опубликована Лизерандом,
а другая, по командорству Пайена, - аббатом
Петрелем, позволяет составить довольно полное
представление о внутренней организации сельскохозяйственных
командорств, их движимом имуществе
и благосостоянии.
Когда в пятницу 13 октября 1307 года - в день
ареста тамплиеров - бальи Кэна Жан де Веррто описывал
имущество командорства Божи (Кальвадос,
приход Планкери, кантон Бальруа), ситуация оказалась
следующей.
В домене, управлявшемся непосредственно из обиTeли
храмовников, насчитывалось 14 молочных коров,
как дойных, так и стельных, три телки, один бычок,
восемь телят, д
|
|