|
бет послушания. И вот мы обращаемся к вам с увещеванием,
к вам, которые доныне принадлежали к
рыцарству мирскому, не посвятившему себя делу
Иисуса Христа, но привлекавшему вас лишь вследствие
людского одобрения, - следуйте ___________за теми, кого
Господь избрал из толпы заблудших и кому он повелел
в своей неизреченной милости защищать святую
церковь. К ним надлежит вам неустанно стремиться
примкнуть. В этой вере расцвел, воскрес рыцарский
орден!» Тем, кто решится на этот нелегкий выбор и
будет придерживаться избранного пути, был обещан
мученический венец.
Первоначалъный Устав
Этого Устава придерживал ась небольшая группа
членов Ордена, быстрое пополнение которого зависело
от воли случая. Следовательно, требовался некий
дополнительный толчок. Поскольку предметом
данного исследования является изучение жизни
тамплиеров в середине ХIII столетия, представляется
излишним подробно останавливаться на анализе
этого первоначального Устава. Все же следует напомнить
его основные положения.
Прежде всего Устав подчинял Орден тамплиеров
церковной власти, что было нормально, учитывая
его принадлежность к монашеству. Особенно подчеркивалась
связь с патриархом Иерусалимским, которому
даже предоставлялось право заполнить лакуны
соборного текста Устава. Провозглашалась под-
37
судность тамплиеров церковному суду. Что касается
их религиозных обязанностей, то они не могли быть
такими же, как у монашеского ордена созерцательного
толка. Тамплиеры должны были участвовать в
богослужении, проводившемся черным духовенством
Иерусалима, - кроме тех членов Ордена, которых
обязанности удерживали вдали от обители и которые
в этом случае могли заменить заутреню 13-кратным,
обедню 7-кратным, а вечерню - 9-кратным
чтением <·Отче наш». На богослужении следовало
присутствовать до конца. кроме того, в Уставе приводился
список праздников и обязательных постов.
е момента вступления в Орден нового брата Устав
рекомендовал соблюдать благоразумие. Послушникам
рекомендовал ось читать правила внутреннего
распорядка до тех пор, пока они не усвоят, как им
следует себя вести. После испытательного срока магистр
и братия решали, следует ли дать согласие на
принятие пострига или же ответить соискателю отказом.
Как ни странно, французское переложение
Устава опускало послушание и дозволяло быстрое
принятие решения, после чего по воле магистра и капитула
незамедлительно следовал постриг. Латинский
текст, по-видимому, запрещал прием отлученных
рыцарей, в то время как французская версия рекомендовала
принимать их, хотя и с некоторой осторожностью.
Возможно, переводчик просто посредственно
владел латынью. Но могло быть и так, что
тамплиеры желали давать возможность искупления
тем, кого епископы подчас отлучали в припадке гнева.
Касаясь вступления в Орден, первоначальный
Устав формально запрещал принимать детей или
подростков, даже если при сем присутствовали их
родители. Этот запрет находил свое очевидное опpaBдaHиe
в строгости порядков и в необратимом хаpaKTepe
вступления, что предполагало личное волеизъявление
при полном осознании мотивов такого
шага и без всякого принуждения извне. Кроме того,
запрет согласовывался с правилами, распространенными
среди рыцарей, согласно которым не следовало
посвящать в рыцари слишком юных мальчиков,
38
еще не способных в силу своего возраста носить латы
со всеми необходимыми принадлежностями, хорошо
управляться с копьем и особенно тяжелым
мечом: следовало поражать не острием, а лезвием,
поэтому нужно было обладать достаточной силой,
чтобы манипулировать таким мечом, держа его за
рукоятку. Иначе говоря, для посвящения в рыцари
следовало достичь 20-летнего возраста, стать взрослым
мужчиной с развитой мускулатурой.
Первоначальный Устав, вне всякого сомнения, отражая
р
|
|