|
альную ситуацию, распределил членов Ордена
по четырем категориям:
рыцари;
служители и оруженосцы;
священники;
братья -труженики.
В противоположность общепринятому мнению,
не все рыцари являлись выходцами из знати. Требование
быть рыцарем, сыном рыцаря либо считаться
таковым утвердилось в ту эпоху, когда рекрутирование
новых членов уже не представляло для Ордена
проблемы. Также следует отметить, что братья-служители
могли быть людьми родовитыми, особенно
если пребывание в этом ранге бьmо для них временным.
Но в любом случае именно средний класс - деревенское
дворянство и буржуазия - принес Ордену
тамплиеров славу. Надо ли добавлять, что представиTeли
именно этого класса играли заметную роль в
обществе той эпохи!
Есть еще один момент, на котором хотелось бы остановиться:
это искусство составителей Устава. Они
постоянно проявляли сдержанность, не пытались
предусмотреть все, они избегали вводить строгие ограничения
и жесткую структуру. Напротив, они оставляли
место для инициативы, сочетая твердость с
гибкостью, соблюдая строгость в правилах, но меру в
их применении. Устав предоставлял магистру Ордена
тамплиеров почти абсолютную власть над братией,
хотя перед принятием решений он все же должен
был советоваться с капитулом. Тем не менее соборные
отцы поостереглись входить в детали полномо-
39
чий магистра или директивно определять состав каПИ1)'
ла: вся братия или наиболее умудренные среди
них - в зависимости от конкретного случая и, конечно
же, от степени необходимости. Соборные отцы
не хотели стеснять деятельность магистра и предоставили
ему свободу в выборе советников.
Стоит также отметить, что обсуждался вопрос и о
братьях-тружениках - иначе говоря, работниках. С
1128 года те, кто именовал себя «бедными рыцарями
Христовыми,), получили возможность содержать за
вознаграждение слуг, хотя и в ограниченном количестве.
Впрочем, рыцарям было почти невозможно
обойтись без помощников. Они не могли самостоятельно
ни возить в походе имущество, даже ограничиваясь
самым необходимым, ни содержать в порядке
свое оружие и доспехи, ни ремонтировать их по
мере необходимости, ни заниматься многочисленными
лошадями и конской сбруей: седлами, поводьями
и т.д. Совершенно очевидно, что с самого начала
главная резиденция тамплиеров в Иерусалиме дав а -
ла приют столь необходимым мастеровым: кузнецам,
шорникам, пекарям, поварам и многим другим,
одни из которых постоянно работали по своей специальности,
другие же нанимались на время.
Одежда должна была быть одного цвета, будь то
белая, черная или «бурая,), то есть серо-коричневая. В
качестве отличительного знака, чтобы показать, что
они «примирились» С Создателем, рыцари, принявшие
монашеский обет, облачались в белые мантии,
которые представляли собой длинные плащи. Ведь
белый - цвет невинности и целомудрия, бодрости
духа и телесного здоровья! Это формальное отличие
требовалось, чтобы отделить рыцарей-хозяев от оруженосцев
и служителей, которых принимали на рабо1)'
временно, «из милости'), которые иногда оказывались
женатыми людьми и могли причинить вред
репутации Ордена тамплиеров, надев белые одежды.
Очень вероятно, что это различие было введено Гуго
де Пайеном в ответ на некоторые злоупотребления.
В остальном Устав рекомендовал придерживаться
скромности, в облачении тамплиеров не должно бы-
40
ло быть никаких излишеств: им не дозволялось носить
башмаки «с клювом» (с острым, загнутым кверху
носком) и любой мех, кроме овчины. Никакого
стремления к элегантности, этому источнику гордыни:
следовало коротко стричь волосы и отпускать
длинную бороду. Оружие и сбруя должны были быть
добротными, но без всяких украшений. По одежде
магистр ничем
|
|