|
рь выказал смирение и даже простодушие,
и возникает сомнение: мог ли Бодуэн 11
действительно снарядить такую дипломатическую
миссию? Ведь миссия должна была убедить самого
папу и прелатов его окружения. Думается, методы, к
которым прибегнул Гуго де Пайен, доводы, которые
он представил, авторитет, которым он обладал, - все
это свидетельствует, напротив, о его остром уме, наxoдчиBocTи
и, сверх того, готовности к любым испыTaHияM.
Это действительно был храбрец, что он
доказал, но он также был и организатор, человек дейcTBия.
Папа Гонорий 11 отнесся к нему милостиво и
даже почтительно. Однако, следуя римским традициям,
ОН уклонился от ответа, прежде не проконсультировавшись
с монашескими орденами, мнение которых
было очень важно, ибо тамплиеры тоже должны
были стать монашеским орденом. Следует признать,
что их Устав представлял собой щекотливую проблему
с точки зрения канонического права. Он нигде и
никогда не имел прецедентов, являясь абсолютно
новым и, более того, совершенно французским по
своему духу. Никто не мог даже вообразить, что монахи
станут делить свое время между молитвой и исполнением
полицейских функций, между церковными
службами и войной и что монастырь одновременно
может быть крепостью, в которой размещается
гарнизон. Вот откуда нерешительность Гонория 11,
который, не сомневаясь в полезности тамплиеров и
в добрых намерениях создателя ордена, не знал, как
2 Бордонов Ж. 33
классифицировать этот орден, к какому монашескому
направлению его отнести, какой Устав, среди тех,
что были приняты в монастырях, может ему соответствовать.
Наконец папа поручил рассмотрение этих
вопросов кардиналу Матвею Альбанском~ родом
французу, бывшему в течение долгого времени настоятелем
монастыря Сен-Мартен де Шамп в Париже.
Кардинал был отправлен во Францию в начале
1128 года в качестве легата Святого престола. Со своей
стороны, следуя инструкциям или наставлениям
Бодуэна 11, Гуто де Пайен вступил в контакт со святым
Бернаром, аббатом Клервосского монастыря. Благодаря
последнему дело тамплиеров быстро продвинулось,
И провинция Шампань стала колыбелью Ордена,
отправной точкой для распространения его на
Западе. Святой Бернар взялся организовать собор и
избрал местом его проведения город Труа, ш)ложив
на чашу весов свое влияние и отдав свое перо и свое
сердце в распоряжение тамплиеров, воздав им хвалу
на страницах своих произведений, которые приобрели
такую известность.
Собор в Труа
По свидетельству секретаря Жеана Мишьеля, ответственного
за ведение протокола, собор открылся
в кафедральном храме города Труа 14 января 1128
года, в День святого Илария. Секретарь старательно
перечисляет участников: епископ Альбано и папский
легат Матвей - первоприсутствующий; далее,
архиепископ Реймсский Рено де Мартинье, архиепископ
Санский Анри Санглье и их викарии - Гослен
де Вьерзи, епископ Суассонский, Этьен де Санлис,
епископ Парижский, Аттон, епископ Труа, Жан, епископ
Орлеанский, Гуто де Монтегю, епископ Оксерский,
Буркард, епископ Мо, Эрлеберт, епископ Шалонский,
Бартелеми де Вир, епископ Ланский, Рено
де Семюр, аббат Верделе (Везеле), будущий архиепископ
Лионский и папский легат, Этьен Арденг, аббат
Сито, Гуго де Макон, аббат Понтиньи, Ги, аббат Труафона
(Труа-Фонтена), Урсьон, аббат Сен-Реми де
34
Реймс, Герберт, аббат Дижона, Ги, аббат Молема и
Бернар, аббат Клервосский; итого два архиепископа,
восемь епископов и восемь аббатов, не считая секретаря
Жеана Мишьеля и прочих присутствующих духовных
лиц. В дебатах также приняли участие по
праву гражданских и военных советников Тибо IV,
граф Шампани, Бри и Блуа, прозванный «Великим>},
Гийом 11, граф Невера, Оксера и Тонера, и Андре де
Бодман. Большинство этих прелатов и увенчанных
митрой аббатов в большей или меньшей степени
примыкали к Ордену святого Бенедикта. Их образ
мыслей был
|
|