|
ого выступления на арене всемирной истории в
тридцатых годах VII века арабы, как известно, с поразительной быстротой
завоевали Сирию, Палестину, Месопотамию, восточные области Малой Азии,
прикавказские страны, Египет, северное побережье Африки, Испанию. Во второй
половине VII века и в начале VIII они дважды осаждали Константинополь, от
которого были оба раза не без труда отбиты благодаря энергии и талантам
императоров Константина IV Погоната и Льва III Исавра. В 732 году вторгнувшиеся
изза Пиренеев в Галлию арабы были остановлены Карлом Мартеллом при Пуатье. В
IX веке арабы завоевали остров Крит, а к началу X века в их руки перешли остров
Сицилия и большая часть южноитальянских владений Византии.
Эти арабские завоевания имели очень большое значение для политической и
экономической ситуации в Европе. Как сказал А. Пиренн, «молниеносное
продвижение арабов изменило облик мира. Их внезапное вторжение разрушило
древнюю Европу. Оно положило конец средиземноморскому союзу, который составлял
ее силу… Средиземное море было римским озером. Оно стало в значительной мере
озером мусульманским». Это утверждение бельгийского историка должно быть с
некоторыми оговорками принято. Экономические связи Западной Европы с восточными
странами были ограничены мусульманами, но не прерваны. Торговцы и паломники
продолжали путешествовать в обе стороны и экзотические восточные продукты были
в Европе доступны, например, в Галлии.
Первоначально ислам отличался терпимостью. Отдельные случаи нападений на
церкви христиан, не имевшие по большей части под собой религиозной подкладки,
бывали в X веке; но подобные прискорбные факты являлись лишь случайными и
преходящими. В отвоеванных у христиан областях они, по большей части, сохраняли
церкви, христианское богослужение и не творили препятствий для дел христианской
благотворительности. В эпоху Карла Великого, в начале IX века, в Палестине
восстанавливались и строились новые церкви и монастыри, для чего Карлом
посылалась обильная «милостыня»; при церквах устраивались библиотеки. Паломники
беспрепятственно ездили по святым местам. Эти взаимоотношения между франкской
империей Карла Великого и Палестиной, в связи с обменом несколькими
посольствами между западным монархом и халифом Гарун арРашидом, привели к
выводу, поддерживаемому некоторыми учеными, что в Палестине при Карле Великом
был установлен своего рода франкский протекторат — настолько, насколько
затрагивались христианские интересы в Святой Земле; политическая же власть
халифа в этой стране оставалась неизменной. С другой стороны, другая группа
историков, отрицая важность этих отношений, говорит, что протекторат никогда не
существовал и что «это миф, подобный легенде о крестовом походе Карла в
Палестину». Заглавие одной из последних статей по этому вопросу — «Легенда о
протекторате Карла в Святой Земле». Термин «франкский протекторат», как и
многие другие, условен и достаточно неопределенен. Здесь важно то, что с начала
IX века франкская империя имела весьма обширные интересы в Палестине. Это был
очень важный факт для последующего развития международных отношений, которые
предшествовали Крестовым походам.
Во второй половине X века блистательные победы византийского оружия при
Никифоре Фоке и Иоанне Цимисхии над восточными арабами сделали Алеппо и
Антиохию вассалами (vassal states) империи, и после этого византийская армия,
возможно, вошла в Палестину. Эти военные успехи Византии имели свой отклик
(repercussion) в Иерусалиме, так что в результате французский историк Л. Брейе
считал возможным говорить о византийском протекторате в Святой Земле, который
положил конец протекторату франкскому.
Переход Палестины во второй половине X века (969 г.) под власть
египетской династии Фатимидов, повидимому, не внес сначала какоголибо
существенного изменения в благоприятное положение восточных христиан и в
безопасность приезжавших паломников. Однако, в XI веке обстоятельства
изменились. Из этого времени для нашего вопроса необходимо отметить два важных
факта. Сумасшедший фатимидский халиф алХаким, этот «египетский Нерон», открыл
жестокое гонение на христиан и иудеев на всем пространстве своих владений. По
его велению, в 1009 году храм Воскресения и Голгофа в Иерусалиме подверглись
разрушению. В своей ярости разрушения церквей он остановился только потому, что
боялся аналогичной судьбы мечетей в христианских областях.
Когда Л. Брейе писал о византийском протекторате в Святой Земле, он имел
в виду утверждение арабского историка одиннадцатого века Йахйи Антиохийского.
Последний рассказывает, что в 1012 году один вождь кочевников восстал против
халифа, захватил Сирию и обязал христиан восстановить храм Рождества в
Иерусалиме и назвал одного епископа по своему выбору патриархом Иерусалимским.
Потом этот бедуин «помог этому патриарху построить заново церковь Рождества и
восстановил много мест, по мере своих возможностей». Анализируя этот текст, В.
Р. Розен заметил, что бедуин действовал так «возможно, с целью завоевать
благорасположение греческого императора». Л. Брейе приписал гипотезу Розена
тексту Йахйи. В этих условиях невозможно с такой уверенностью, как это делает Л.
Брейе, утверждать истинность теории византийского протектората над Палестиной.
Однако, в любом случае, только в начале реставрации в Святой Земле, после
смерти алХакима в 1021 году, для христиан наступило время терпимости. Между
Византией и Фатимидами был заключен мир, и византийские императоры получили
возможность приступить к восстановлению храма Воскресения, постройка которого
была закончена в половине XI века при императоре Константине Мономахе.
Христианский квартал был обнесен крепкой стеной. Паломники после смерти
алХакима снова получили свободный доступ в Святую Землю, и источники за это
время отмечают среди других лиц одного из наиболее знаменитых пилигримов, а
именно — Роберта Диавола, герцога Нормандского, который умер в Никее в 1035
году, по пути из Иерусалима.
|
|