Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История от Древней до современной Греции :: А.А. Васильев - История Византийской империи :: А.А. Васильев - История Византийской империи. Т.2
<<-[Весь Текст]
Страница: из 155
 <<-
 
ной о том, что 
Алексей отправлял послания на Запад, мы можем признавать и факт отправления им 
послания к Роберту Фландрскому, легшего в основу разукрашенного дошедшего до 
нас латинского текста. Очень вероятно, что это послание Алексея было отправлено 
именно в критический для Византии 1091 год. Весьма также возможно, что в 
1088—1089 гг. послание императора было послано хорватскому королю Звонимиру с 
просьбой принять участие в борьбе Алексея «против язычников и неверных».
      Успех в отношении внешних врагов сопровождался таким же успехом по 
отношению к врагам внутренним. Заговорщики и претенденты, хотевшие в своих 
выгодах воспользоваться затруднительным положением государства, были 
разоблачены и наказаны.
      Еще до времени первого Крестового похода, кроме выше упомянутых народов, 
при Алексее Комнине стали играть уже некоторую роль сербы и мадьяры. Во второй 
половине XI века Сербия добилась независимости, которая была оформлена 
принятием сербским князем титула короля (краля). Это было первое сербское 
королевство со столицей в Шкодре (Шкодер, Скадар, Скутари). Сербы участвовали в 
войске Алексея во время уже известной нам войны его с норманнами, но покинули в 
опасный момент императора. После же возвращения Византией от норманнов Диррахия 
у Алексея с Сербией начались враждебные действия, которые, ввиду рассказанных 
уже тяжелых условий для империи, не могли быть особенно успешными для 
императора. Однако, незадолго до Крестового похода между сербами и империей был 
заключен мир.
      Отношения к Венгрии (Угрии), которая принимала еще раньше деятельное 
участие в болгаровизантийской борьбе X века при Симеоне, также несколько 
осложнились во время Алексея Комнина благодаря тому, что в конце XI века 
континентальная Венгрия при государях из династии Арпада стала стремиться на юг 
к морю, а именно к побережью Далмации, что вызывало недовольство как со стороны 
Венеции, так и со стороны Византии.
      Итак, международная политика империи ко времени первого Крестового похода 
сильно разрослась и усложнилась и ставила государству новые задачи.
      Однако, к середине девяностых годов XI века Алексей Комнин, 
освободившийся от многочисленных грозивших империи опасностей и создавший, 
казалось, для государства условия мирной жизни, мог постепенно собраться с 
силами для борьбы с восточными сельджуками. Для этой цели императором был 
предпринят ряд оборонительных работ.
      Но в это время Алексей Комнин услышал о приближении к границам своего 
государства первых крестоносных отрядов. Начинался первый Крестовый поход, 
изменивший планы Алексея и направивший его и империю по новому, сделавшемуся 
позднее роковым для Византии пути.
      
Первый Крестовый поход и Византия
      
      Эпоха Крестовых походов является одной из наиболее важных в мировой 
истории, особенно с точки зрения экономической истории и культуры в целом. 
Длительное время религиозные проблемы заслоняли другие стороны этого сложного и 
разнородного движения. Первой страной, где была полностью осознана значимость 
крестовых походов, была Франция, где в 1806 году Французская Академия и затем 
Национальный Институт учредили специальную премию за лучшую работу на тему: «О 
влиянии крестовых походов на гражданскую свободу европейских народов, их 
цивилизацию и прогресс науки, торговли и промышленности». Конечно, в начале XIX 
века было еще преждевременно обсуждать эту проблему всесторонне. Она и теперь 
еще не решена. Однако важно отметить, что с этого момента о крестовых походах 
перестали говорить исключительно с религиозной точки зрения. Две работы были 
отмечены Французской Академией в 1808 году. Одна из них — исследование 
немецкого ученого А. Херена (A. Heeren), опубликованная одновременно на 
немецком и французском под заголовком «Исследование о влиянии крестовых походов 
на Европу», и работу французского автора ШуазельДелькура — «О влиянии 
крестовых походов на состояние европейских народов». Хотя с современной точки 
зрения обе они устарели, эти книги представляют интерес, особенно первая.
      Крестовые походы были, конечно, самой важной эпохой в истории борьбы двух 
мировых религий — христианства и ислама — борьбы, тянувшейся с седьмого века. В 
этом историческом процессе играли роль не только одни религиозные мотивы. Уже в 
первом Крестовом походе, наиболее сильно отразившем в себе идею крестоносного 
движения за освобождение святых мест из рук неверных, можно отметить мирские 
цели и земные интересы. «Среди рыцарей было две партии — партия религиозно 
настроенных (the religiousminded) и партия политиков». Цитируя эти слова 
немецкого ученого Б. Куглера, французский ученый Ф. Шаландон добавляет: «Это 
утверждение Куглера совершенно верно». Однако, чем более внимательно историки 
изучают внутренние условия жизни Западной Европы в XI веке, в особенности 
экономическое развитие итальянских городов этого времени, тем более они 
убеждаются, что экономические явления также сыграли весьма значительную роль в 
подготовке и проведении первого Крестового похода. С каждым новым Крестовым 
походом эта мирская струя пробивалась в них все сильнее, чтобы одержать наконец 
окончательную победу над первоначальной идеей движения во время четвертого 
Крестового похода, когда крестоносцы взяли Константинополь и основали Латинскую 
империю.
      Византия играла настолько важную роль в данной эпохе, что изучение 
Восточной империи совершенно необходимо для более глубокого и всестороннего 
понимания как генезиса, так и самого хода развития крестовых походов. Более 
того, большинство исследователей, которые изучали Крестовые походы, 
рассматривали проблему с излишне «западной» точки зрения, с тенденцией сделать 
из Греческой империи «козла отпущения всех ошибок крестоносцев».
      Со времени своего пер
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 155
 <<-