|
корбительно отнеслись к дружественным предложениям
Калояна, намекнув ему о том, что он не может относиться к латинскому императору
как равный к равному, а лишь как раб к господину, и предупредив его, что в
противном случае крестоносцы силой оружия завоюют Болгарию и обратят его самого
в прежнее рабское состояние.
Возбудив этим гнев болгарского царя, латиняне раздражали в то же время и
греческое население Фракии и Македонии, осмеивая греческие церковные верования
и обряды. Тайные сношения греков и болгар с царем Иоанном подготовили на
Балканском полуострове восстание в пользу болгар. Можно предположить, что
бывший патриарх Константинопольский Иоанн Каматир, который, как известно, жил в
Болгарии, сыграл важную роль в подготовке византийскоболгарского союза. «Этот
союз, — писал Ф. И. Успенский, — разрешил колебания Иоанна и определил план его
будущих действий. Выступить защитником православия и грекоболгарской
народности против католическолатинского преобладания и вместе с тем принять на
себя задачу оживления оскудевшего в Византии императора — стало с тех пор
главнейшим мотивом предприятий Иоанна против крестоносцев». Болгарский царь
стремился к короне византийского басилевса.
Вспыхнувшее на Балканском полуострове грекоболгарское восстание
заставило крестоносцев оттянуть посланные в Малую Азию на борьбу с Феодором
Ласкарем войска в Европу. В битве под Адрианополем (в апреле 1205 года) Иоанн,
при помощи бывшей в его войске половецкой (куманской) конницы, нанес
решительное поражение крестоносцам. В этом сражении пал цвет западного
рыцарства, а сам император Балдуин был взят болгарами в плен. Какова была
судьба пленного императора, до сих пор неизвестно; по всей вероятности, Балдуин,
по приказанию болгарского царя, был так или иначе убит. За неимением известий
о судьбе Балдуина, на время его отсутствия регентом Латинской империи был
избран его брат Генрих. Более восьмисот лет до этого, в 378 г., другой римский
император, Валент, был убит около Адрианополя в битве с готами.
Другой участник битвы, престарелый дож Энрико Дандоло, вынесший на себе
тяжелое ночное отступление остатков разбитого войска, вскоре после этого удара
умер и был погребен в храме Св. Софии. По распространенному преданию, прах его
оставался там до взятия Константинополя турками, когда султан Мехмед приказал
будто бы развеять прах венецианского героя по ветру.
Адрианопольское поражение поставило государство крестоносцев в отчаянное
положение. Это было для Латинской империи ударом, подкосившим в самом начале
всю ее будущность. По словам одного историка (Гельцера), «этим страшным днем
окончилось франкское господство в Романии». Действительно, «участь Латинской
империи в Константинополе некоторое время была вполне в руках болгарского царя».
В то же время адрианопольская битва имела первостепенное значение для
Болгарского царства и Никейского государства. Казалось, что, пока греки
Македонии и Фракии, не имея своего национального центра в Европе и не
предчувствуя будущего значения в этом смысле Никеи, сочли возможным прийти к
соглашению и к общим действиям с болгарами против латинян, то Калояну
открывалась полная возможность выполнить широко намеченную им задачу, а именно:
установить на месте пришлых и враждебных франков великое грекославянское
государство на Балканском полуострове с центром в Константинополе. Но, как
пишет В. Г. Васильевский, «миродержавная императорская роль представителя
грекославянского мира не давалась славянским государям. Попытка Иоанна
основать грекоболгарское царство на Балканском полуострове, со столицей в
Константинополе, осталась в области мечтаний».
Между тем, антиисторическое грекоболгарское соглашение, давшее в
результате адрианопольскую победу, быстро расстроилось, как только балканские
греческие патриоты увидели в Никейском государстве возможного освободителя от
латинских завоевателей и выразителя их национальных чаяний и надежд. На
Балканском полуострове появилось ярко выраженное анти болгарское направление,
против которого болгарский царь открыл беспощадную истребительную войну. По
свидетельству источника, Иоанн мстил за те злодеяния, которые причинил болгарам
император Василий II; если последний назывался Болгаробойцей (Булгароктонос),
то Иоанн называл себя Ромеобойцей (Ромеоктонос). Греки прозвали его
«ИваномСобакой» (погречески Скилоиоанном), латинский император называет его в
письме «великим опустошителем Греции» (magnus populator Graeciae).
«Здесь проявилась, — писал болгарский историк, — чисто болгарская
национальная тенденция, которая направляла империалистическую политику царя
Калояна против греческого элемента, заклятого врага болгарской национальной
независимости, даже в момент союза с греческими городами Фракии против
Латинской империи».
Кровавая кампания Иоанна во Фракию и Македонию окончилась для него
роковым образом. При осаде Солуни (в 1207 году) он погиб насильственной смертью.
Греческое предание говорит о нем как о враге православной церкви, пораженном
чудесным образом десницею великомученика Димитрия Солунского. Предание об этом
было внесено в сказания о чудесах великомученика, существующие на греческом
языке, на славянском (в минеях митрополита Макария), а также и в русских
хронографах. Итак, болгарский царь не сумел воспользоваться благоприятно
сложившимися для него обстоятельствами после адрианопольской победы. В его лице,
писал П. Ников, «сошел с исторической сцены один из крупнейших дипломатов,
которых когдалибо давала Болгария».
Но адрианопольская битва, уничтожившая силу франкского господства в
Константинополе, спасла от гибели Никейское государство и указала ему пути к
новой жизни. Феодор Ласкарь, избавившись от опасности со стороны западного
соседа, деятельно принялся за устроение своего государства. Прежде всего, когда
Феодору удалось утвердиться в Никее, поднялся
|
|