|
вопрос о провозглашении его
императором вместо деспота.
Так как греческий константинопольский патриарх, удалившийся после
франкского вторжения в Болгарию, отказался приехать в Никею, там был избран
новый патриарх, Михаил Автореан. Избранный в 1208 г., он имел свою резиденцию в
Никее и короновал Феодора императором в том же 1208 г. Это событие 1208 года
имело для последующей истории Никейского государства крупное значение; Никея
сделалась церковным центром империи. Наряду с потрясенной Латинской империей
выросла вторая империя, объединившая постепенно довольно значительную
территорию в Малой Азии и привлекшая, малопомалу, к себе внимание и надежды
европейских греков. Появление новой империи должно было обострить ее отношения
к империи Константинопольской; две империи на развалинах единой Византийской
империи ужиться мирно не могли. В договоре, заключенном около 1220 года между
Феодором и венецианским представителем в Константинополе (подеста), мы находим
официальный титул первого, признанный, очевидно, Венецией: «Teodorus, in
Christo Deo fidelis Imperator et moderator Romeorum et semper augustus,
Comnenus Lascarus».
Никея, сделавшаяся столицей новой империи, город, прославленный в
летописях византийской истории благодаря двум созванным в нем Вселенским
соборам, гордый защищавшими его в средние века и до наших дней прекрасно
сохранившимися могучими стенами, занимал важное политическое положение на
соединении пяти или шести дорог, на расстоянии около сорока английских миль от
Константинополя. Незадолго до первого Крестового похода Никея попала во власть
турок сельджуков; но крестоносцы, отняв город у них, должны были, к своему
великому неудовольствию, возвратить его Алексею Комнину. Великолепные дворцы и
многочисленные церкви и монастыри, теперь бесследно исчезнувшие, украшали
средневековую Никею. Говоря о Никее и вспоминая Первый Вселенский собор,
арабский путешественник XII века алХарави писал: «В церкви города можно видеть
изображение Мессии и отцов, восседающих на своих местах (seats). Церковь эта
является местом особого поклонения». Византийские и западные историки XIII в.
отмечают исключительное богатство и процветание Никеи. Автор XIII в., Никифор
Влеммид, говорил о Никее в одной из своих поэм: «Никея — город с широкими
улицами, полный народу, с хорошими стенами, гордый от того, чем обладает,
являясь наиболее ярким знаком императорского благоволения». Наконец, литература
XIII—XIV веков сохранила нам два специальных панегирика Никее. Первый из них,
принадлежащий перу одного из преемников Феодора I Ласкаря, императору Феодору
II Ласкарю, между прочим в таких словах обращается к Никее: «Ты превзошла все
города, так как ромейская держава, много раз поделенная и пораженная
иностранными войсками, только в тебе одной основалась, утвердилась и
укрепилась». Второй панегирик Никее написан был известным культурным и
государственным деятелем Византии конца XIII и XIV века, дипломатом, политиком
и администратором, богословом, астрономом, поэтом и художником Феодором
Метохитом, имя которого всегда связывается в науке со знаменитыми,
сохранившимися до нашего времени мозаиками константинопольского монастыря Хоры
(теперь мечеть КахриэДжами).
Из средневековых памятников в современном турецком городе Иснике (бывшей
Никее) до первой мировой войны можно было отметить, помимо городских стен,
скромную небольшую церковь Успения Пресвятой Девы, вероятно IX века, с
интересными и важными для истории византийского искусства мозаиками. Однако во
время первой мировой войны Никея попала под бомбежку и в городе не осталось ни
одного целого дома. Церковь Вознесения особенно пострадала. Она была разрушена,
и только западная арка свода и южная часть портика входа (narthex) сохранились.
Другая известная церковь Никеи, собор Софии, также находится в удручающем
состоянии.
До нас дошел интересный документ, который позволяет нам, до некоторой
степени, познакомиться с представлением Феодора Ласкаря об императорской власти.
Это так называемый «Силенциум» (?????????, ?????????, silentium), ?ак в
византийское время назывались публичные речи императоров, произносимые ими во
дворце при наступлении Поста, в присутствии знатнейших лиц империи. Данный
«Силенциум» рассматривается как тронная речь Феодора Ласкаря, произнесенная в
1208 г. сразу же после коронации. Речь написана его современником, хорошо
известным историком Никитой Хониатом, который, после захвата Константинополя
латинянами, нашел безопасное убежище в Никее. Из этой риторически написанной
речи видно, что Феодор смотрел на свою власть, как на власть византийского
басилевса, дарованную ему Богом. «Моя императорская власть была свыше
поставлена, подобно отцу, над всей ромейской державой, хотя со временем она и
стала уступать многим; десница Господа возложила на меня власть…», Бог за
усердие даровал Феод ору «помазание Давида и такую же власть». Единство империи
знаменует собою и единство церкви. «И да будет едино стадо и един пастырь», —
читаем мы в конце «Силенция». Правда, это произведение не принадлежит самому
императору; но оно, во всяком случае, отражает господствующее мнение лучших и
образованных людей Никейского государства, — мнение, имевшее за собою полное
историческое обоснование с тех пор, как Феодор Ласкарь, связанный родственными
узами с Ангелами и Комнинами, сделался «ромейским василевсом» в Никее и
почувствовал себя продолжателем государей Византийской империи.
Внешняя политика Ласкаридов и возрождение Византийской империи
После поражения латинян под Адрианополем положение Феодора временно стало
немного легче. Однако, преемник несчастного Балдуина на константинопольском
троне, его брат Генрих, энергичный и талантливый вождь и правитель, оправившись
несколько после неудачи с болгарами, снова открыл военные действия п
|
|