|
Фатимидов, завладел в
конце шестидесятых годов XII века Египтом и основал династию Айюбидов.
Воспользовавшись смертью Нураддина, Саладин завоевал Сирию, а затем большую
часть Месопотамии и этим самым окружил Иерусалимское королевство с юга, востока
и севера.
В Иерусалиме в это время царила сильная смута, о чем Саладин знал.
Получив известие о том, что один из мусульманских караванов, в котором
находилась его сестра, разграблен христианами, Саладин вступил в пределы
Иерусалимского королевства и у Тивериадского озера (при Хиттине) в 1187 году
разбил христианское войско. Король иерусалимский и с ним много других
владетельных князей попали в плен. Заняв после этого ряд прибрежных пунктов,
както: Бейрут, Сидон, Яффу и некоторые другие, и отрезав таким образом
возможность для христиан получать подкрепления с моря, Саладин направился к
Иерусалиму и без особенного труда осенью того же года завладел Священным
Городом. Все принесенные Европой жертвы, все ее религиозное воодушевление не
привели ни к чему: Иерусалим снова перешел в руки неверных. Новый крестовый
поход был необходим.
Папа на Западе деятельно работал в пользу осуществления крестоносного
предприятия. Ему удалось поднять трех государей: французский король Филипп II
Август, английский король Ричард I Львиное Сердце и германский государь Фридрих
I Барбаросса примкнули к движению. В этом столь блестяще начатом походе
отсутствовала общая руководящая идея. Участники похода прежде всего старались
обеспечить для себя добрые отношения правителей тех стран, через которые им
приходилось идти. Филипп Август и Ричард направились через Сицилию, для чего
должны были завязать дружественные отношения с сицилийским королем. Фридрих
Барбаросса, собираясь идти на Восток через Балканский полуостров, завязывал
сношения с угорским (венгерским) королем, великим жупаном Сербии, императором
Исааком Ангелом и даже с султаном Иконийским в Малой Азии, врагом Саладина, т.е.
мусульманским государем. Политические комбинации и расчеты заставляли
государякрестоносца не гнушаться мусульманским союзником. В то же самое время
христиане имели перед собой в виде противника не разрозненные мусульманские
силы, как было раньше, а покрытого победоносной славой, особенно после взятия
Иерусалима, талантливого и энергичного Саладина, объединившего в своих руках
силы Египта, Палестины и Сирии. Услышав о подготовлявшемся крестоносном походе,
Саладин призвал мусульман к неутомимой борьбе с христианами, этими «лающими
псами», «безумцами», как он их характеризовал в своем письме к брату. Это был
своего рода контр крестовый поход против христиан. Средневековая легенда
рассказывает, будто сам Саладин перед тем объездил Европу, чтобы ознакомиться с
положением христианских стран. По выражению одного историка, «никогда крестовый
поход не имел еще столь ясно выраженного характера поединка между христианством
и исламом».
Пройдя благополучно Венгрию, Фридрих Барбаросса углубился в области
Балканского полуострова и вступил в известные уже нам переговоры с сербами и
болгарами. Для успеха дальнейшего его продвижения было в высшей степени важно,
какие отношения установятся между Фридрихом и Исааком Ангелом.
Уже со времени избиения латинян в Константинополе в 1182 году отношения
между христианским Востоком и Западом были натянуты. Сближение Фридриха
Барбароссы с постоянными врагами Византии — норманнами, выразившееся в
упомянутом выше бракосочетании его сына с наследницей королевства Обеих Сицилий,
заставило Исаака еще с большим недоверием относиться к германскому государю.
Несмотря на договор, заключенный представителем византийского императора с
Фридрихом в Нюрнберге перед выступлением последнего в поход, Исаак Ангел начал
сношения с Саладином, против которого и направлялся поход. При дворе Исаака
появились послы Саладина. Между ними был заключен союз против Иконийского
султана; в силу этого Исаак должен был, по возможности, задерживать на пути
Фридриха, а Саладин обещал грекам возвратить святые места. Положение Исаака по
отношению к Фридриху становилось очень сомнительным. Переговоры Фридриха с
сербами и болгарами, явно направленные против Византии, в свою очередь, также
не могли не тревожить Исаака.
Между тем крестоносное войско Фридриха заняло Филиппополь. Исаак в своем
послании к германскому государю, называя последнего «королем Алеманнии», а себя
«императором ромеев», упрекал его в намерении завоевать греческое государство,
но обещал помочь ему переправиться через Геллеспонт в Малую Азию, если только
Фридрих даст ему знатных заложников из немцев и обязуется передать ему половину
земель, которые немцы завоюют в Азии. Германские послы, находившиеся в
Константинополе, были заключены в темницу. Дело дошло до того, что завоевание
Константинополя было уже решенным вопросом для Фридриха, который написал своему
сыну Генриху, приказывая собрать у берегов Италии флот и добиться у папы
проповеди крестового похода против греков. Между тем, войска Фридриха, захватив
Адрианополь, заняли Фракию почти до самых стен Константинополя. Источник
отмечает: «Весь город Константинополь дрожит, думая, что уже грозит его
разрушение и истребление его населения».
В это трудное время Исаак уступил. Между ним и Фридрихом был заключен мир
в Адрианополе, главные условия которого заключались в следующем: Исаак давал
суда для перевозки войска Фридриха через Геллеспонт в Малую Азию, вручал
заложников и обещал снабжать крестоносцев пропитанием. Весной 1190 года
переправа немецкого войска через Геллеспонт состоялась.
Как известно, экспедиция Фридриха окончилась полной неудачей. После
изнурительного похода по Малой А
|
|