Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История от Древней до современной Греции :: А.А. Васильев - История Византийской империи :: А.А. Васильев - История Византийской империи. Т.2
<<-[Весь Текст]
Страница: из 155
 <<-
 
мператором влахов и большей части болгар» (Blacorum et maxime 
partis Bulgarorum dominus), или «императором влахов и куманов», или просто 
«император влахов, который назывался ими императором Греции» (Kalopetrus 
Bachorum [Blachorum] dominus itemque a suis dictus Imperator Grecie). Наконец, 
папа Иннокентий III в своих письмах к болгарскому царю Ивану (Калояну) в 1204 
году обращался к нему «царь болгар и влахов» (Bulgarorum et Blacorum rex). B 
своем ответе папе Иван называет себя «императором всех болгар и влахов» 
(Imperator omnium Bulgarorum et Blacorum), однако же он подписывается 
«император Болгарии Калоян» (imperator Bulgariae Calojoannes), архиепископ 
Тырново называет себя «примас всей Болгарии и Валахии» (totius Bulgariae et 
Blaciae Primas).
      Среди валахов, начавших освободительное движение, болгары, без сомнения, 
играли активную роль и, возможно, немало способствовали внутренней организации 
нового царства. Куманы также участвовали в этом движении. Новое болгарское 
царство в этническом смысле было валашскоболгарскокуманским, а его династия, 
если утверждение Никиты Хониата можно принять, была валашской. Причиной 
восстания было недовольство византийским владычеством, ощущавшееся и валахами, 
и болгарами, а также их стремление к независимости. Время, казалось, было 
особенно благоприятно для них, так как империя, переживая еще последствия смуты 
времени Андроника и революции 1185 года, не могла с надлежащими средствами 
приступить к ликвидации восстания. Никита Хониат с наивностью пишет о том, что 
причиной восстания стало отнятие скота у валахов для празднеств по случаю 
свадьбы Исаака Ангела с дочерью короля Венгрии.
      Петр, этот «отпавший лукавый раб», как его назвал митрополит Афинский 
Михаил Акоминат, и Асень сперва понесли несколько поражений от византийских сил,
 однако они смогли заручиться поддержкой от куманов, живших по ту сторону Дуная.
 Борьба стала для империи более трудной, и в конце концов Петру и Асеню удалось 
заключить своего рода соглашение. Петр с самого начала восстания принял царский 
титул, теперь же он надел подобающие одежды и принял знаки царского достоинства.
 Новое болгарское царство со столицей в Тырново было признано независимым от 
Византии. Была признана и независимость национальной церкви.Новое царство 
известно как Болгарское царство Тырново.
      Одновременно с болгарским восстанием происходило аналогичное движение в 
сербских землях, где основатель династии Неманичей, великий жупан Стефан Неманя,
 положивший начало объединению Сербии, вступил в союзные отношения с Петром 
Болгарским для общей борьбы против империи.
      В 1189 году германский государь Фридрих Барбаросса, как участник третьего 
Крестового похода, двигался через Балканский полуостров по направлению к 
Константинополю. Сербы и болгары возымели намерение использовать момент и при 
помощи Фридриха добиться своей цели. Во время своего пребывания в Нише 
германский государь принимал сербских послов и самого великого жупана Стефана 
Неманю и там же вел переговоры с болгарами. Сербы и болгары предлагали 
крестоносцам союз против византийского императора, но под тем условием, чтобы 
Фридрих позволил Сербии присоединить Далмацию и сохранить отвоеванные от 
Византии земли, а Асеням предоставил бы в бесспорное владение Болгарию и 
обеспечил за Петром императорский титул. Насколько можно судить, Фридрих не дал 
им решительного ответа и двинулся дальше. Один историк XIX века, В. Г. 
Васильевский, по этому поводу замечает: «Был момент, когда разрешение 
славянского вопроса на Балканском полуострове находилось в руках западного 
императора; был момент, когда Барбаросса почти готов был принять содействие 
болгарского и сербского вождей против Византии, что неминуемо повело бы к 
разрушению Греческой империи».
      Вскоре после перехода крестоносцев в Малую Азию византийское войско 
понесло сильное поражение от болгар. Сам император с трудом спасся от плена. 
«Многочисленная потеря убитыми, — по словам источника, — наполнила города 
плачем и заставила деревни петь горькие песни».
      В 1195 году, как известно, произошел в Византии государственный переворот,
 лишивший престола и зрения Исаака и возведший на трон его брата Алексея. 
Последний должен был прежде всего заботиться об укреплении своем на престоле и 
начал даже поэтому с болгарами мирные переговоры. Но последние предъявили 
неприемлемые условия. Спустя некоторое время, в 1196 году, благодаря греческим 
проискам, оба брата — Асень, а позднее Петр, погибли от руки убийц. После этого 
в Болгарии воцарился их младший брат Иоанн, живший прежде заложником в 
Константинополе и прекрасно изучивший византийские нравы. Это и был знаменитый 
царь Калоян, «с 1196 года гроза греков, а после и латинян».
      Византия не могла справиться с новым болгарским государем, который, 
вступив в сношения с папой Иннокентием III, получил через его легата 
королевский венец. Болгары признали папу своим верховным главой, и тырновский 
архиепископ был возведен в звание примаса.
      Таким образом, во время династии Ангелов Византия на Балканском 
полуострове получила сильного соперника в лице болгарского государя. Второе 
Болгарское царство, усилившееся к концу правления Ангелов, сделалось настоящей 
грозой для сменившей их Латинской империи.
      
Третий Крестовый поход и Византия
      
      После безрезультатного второго Крестового похода положение христианских 
владений на Востоке продолжало вызывать серьезные опасения: внутренние раздоры 
между князьями, придворные интриги, споры между духовнорыцарскими орденами, 
преследование частных интересов — все это еще более ослабляло христиан и 
облегчало поступательное движение мусульман. Наиболее важные центры 
христианских владений, Антиохия и Иерусалим, не обладали достаточной силой для 
успешной защиты. Энергичный властитель Сирии НурадДин Махмуд, завладев в 
середине XII века Дамаском, стал грозить Антиохии. Но настоящая опасность вышла 
из Египта, где курд Саладин, талантливый вождь и тонкий политик с широкими 
планами, свергнув представителя правившей там династии
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 155
 <<-