Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История от Древней до современной Греции :: А.А. Васильев - История Византийской империи :: А.А. Васильев - История Византийской империи. Т.2
<<-[Весь Текст]
Страница: из 155
 <<-
 
овия.
      Ввиду того, что [турецкая] опасность в Малой Азии становилась все более 
угрожающей, вопрос о первом Крестовом походе был практически решен в Клермоне. 
Новости об этом решении дошли до Алексея как неожиданный и приведший в 
замешательство сюрприз. Новость приводила в замешательство, ибо он не ждал и не 
хотел помощи в виде крестового похода. Когда Алексей призывал наемников с 
Запада, он приглашал их для защиты Константинополя, то есть, иными словами, 
своего собственного государства. Идея же освобождения Святой Земли, которая не 
принадлежала империи более четырех столетий, имела для него второстепенное 
значение.
      Для Византии проблема крестового похода в XI веке не существовала. 
Религиозный энтузиазм не процветал ни в массах, ни у императора, не было и 
проповедников крестового похода. Для Византии политическая проблема спасения 
империи от ее восточных и северных врагов не имела ничего общего с далекой 
экспедицией в Святую Землю. Византия имела свои собственные «крестовые походы». 
Были блистательные и победоносные экспедиции Ираклия против Персии в VII веке, 
когда Святая Земля и Крест Животворящий были возвращены империи. Были 
победоносные кампании при Никифоре Фоке, Иоанне Цимисхии и Василии II против 
арабов в Сирии, когда императоры планировали окончательно вернуть себе власть 
над Иерусалимом. Этот план не осуществился, и Византия, под угрожающим нажимом 
ошеломляющих турецких успехов в Малой Азии в XI веке, отказалась от всякой 
надежды возвращения Святой Земли. Для Византии палестинская проблема в это 
время была избыточна. В 1090—1091 гг. она была в двух шагах от гибели, и когда 
Алексей обратился за западной помощью, а в ответ получил известие о приближении 
крестоносцев, его первой мыслью стало спасение империи. В написанных Алексеем 
ямбическими стихами «Музах», поэме, являющейся, как можно думать, своего рода 
политическим завещанием сыну и наследнику Иоанну, имеются следующие интересные 
строчки о первом Крестовом походе:
      «Вспоминаете ли вы о том, что случилось со мной? От движения Запада к 
этой стране произойти должно уменьшение высокого достоинства Нового Рима и 
императорского трона. Вот почему, мой сын, необходимо думать о достаточном 
накоплении, чтобы наполнить открытые рты варваров, которые дышат ненавистью 
против нас, на тот случай, если против нас поднимется и на нас бросится 
многочисленная армия, которая в своем гневе стала бы бросать против нас молнии, 
в то время как большое количество врагов окружило бы наш город».
      С этим фрагментом из «Муз» Алексея можно сравнить следующий отрывок из 
«Алексиады» Анны Комниной, также о первом Крестовом походе: «И вот, у мужчин и 
женщин возникло стремление, подобного которому не знала ничья память. Люди 
простые искренне хотели поклониться Гробу Господню и посетить святые места. Но 
некоторые, в особенности такие, как Боемунд и его единомышленники, таили в себе 
иное намерение: не удастся ли им в придачу к остальной наживе захватить и сам 
царственный город».
      Эти два утверждения — императора и его ученой дочери — ясно показывают 
отношение Византии к крестовым походам. В оценке Алексея крестоносцы отнесены в 
ту же категорию, что и варвары, угрожающие империи, турки и печенеги. Что 
касается Анны Комниной, то она лишь мимоходом упоминает о «простых» людях среди 
крестоносцев, искренне собиравшихся посетить Святую Землю. Идея крестового 
похода была абсолютно чужда византийскому менталитету конца XI века. У правящих 
кругов Византии было одно желание — отвернуть грозную турецкую опасность, 
угрожавшую с востока и севера. Потомуто первый Крестовый поход был 
исключительно западным предприятием, политически лишь слегка связанным с 
Византией. По правде говоря, Византийская империя предоставила крестоносцам 
некоторое количество воинских соединений, которые, однако, не выходили за 
пределы Малой Азии. Византия не принимала никакого участия в завоевании Сирии и 
Палестины.
      Весной 1096 года, благодаря проповеди Петра Амьенского, называемого 
иногда «Пустынником», которому отвергнутая теперь историческая легенда 
приписывает возбуждение крестоносного движения, во Франции собралась толпа, по 
большей части из бедных людей, мелких рыцарей, бездомных бродяг с женами и 
детьми, почти без оружия, и двинулась через Германию, Венгрию и Болгарию к 
Константинополю. Это недисциплинированное ополчение под предводительством Петра 
Амьенского и другого проповедника, Вальтера Неимущего, не дававшее себе отчета, 
где оно проходило, и не приученное к повиновению и порядку, по пути своего 
прохождения грабило и разоряло страну. Алексей Комнин с неудовольствием узнал о 
приближении крестоносцев, и это неудовольствие превратилось в некоторое 
опасение, когда до него дошли вести о грабежах и разорениях, чинимых 
крестоносцами по дороге. Подойдя к Константинополю и расположившись в его 
окрестностях, крестоносцы стали по обыкновению заниматься грабежом. 
Обеспокоенный император поспешил переправить их в Малую Азию, где они без труда 
были почти все перебиты турками около Никеи. Петр Пустынник еще до последней 
катастрофы возвратился в Константинополь.
      История с неудачным ополчением Петра и Вальтера была как бы введением в 
первый Крестовый поход. Неблагоприятное впечатление, оставленное этими 
крестоносцами в Византии, распространялось и на последующих крестоносцев. Турки 
же, легко покончив с неподготовленными толпами Петра, получили уверенность в 
такой же легкой победе и над другими крестоносными ополчениями.
      Летом 1096 года на Западе началось крестоносное движение графов, герцогов 
и князей, т.е. собралось уже настоящее войско.
      Ни один из западноевропейских государей не принял участия в походе. 
Германский государь Генрих IV был всецело занят борьбой с папами за инвеституру.
 Французский король Филипп I находился под церковным отлучением за свой развод 
с законной женой и женитьбу на 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 155
 <<-