|
христианского мира против неверных, и это наступление не ограничивалось
центральной Европой, Италией и Византией. Он начинался в югозападном углу
Европы, в Испании, и кончался в бескрайних степях России.
Что касается Испании, папа Урбан II в своем письме 1089 г. испанским
грандам (counts), епископам, vice comites и другим знатным и могущественным
лицам призывал их остаться в своей собственной стране вместо того, чтобы идти в
Иерусалим, и направить свою энергию на восстановление христианских церквей,
разрушенных маврами. Это был правый фланг крестоносного движения против
неверных.
На северовостоке Русь отчаянно сражалась с дикими ордами половцев
(куманов), которые появились в южных степях около середины XI века, разорили
страну и привели в расстройство торговлю, заняв все дороги, ведущие из Руси на
восток и на юг. В. О. Ключевский писал в этой связи: «Эта почти двухвековая
борьба Руси с половцами имеет свое значение в европейской истории. В то время
как Западная Европа крестовыми походами предприняла наступательную борьбу на
азиатский Восток, когда и на Пиренейском полуострове началось такое же движение
против мавров, Русь своей степной борьбой прикрывала левый фланг европейского
наступления. Но эта историческая заслуга Руси стоила ей очень дорого: борьба
сдвинула ее с насиженных днепровских мест и круто изменила направление ее
дальнейшей жизни». Таким образом, Русь участвовала в общем западноевропейском
крестоносном движении, защищая себя и в то же время Европу от
варваровязычников (infidels). «Если бы русские подумали принять крест, — писал
Б. Лейб, — им можно было бы сказать, что их первая обязанность служить
христианству заключается в защите своей собственной страны, как писал папа
испанцам».
Скандинавские царства также участвовали в первом Крестовом походе, однако
они присоединялись к основной армии небольшими соединениями. В 1097 году
датский дворянин Свейн (Svein) привел отряд крестоносцев в Палестину. В
северных странах избыточный религиозный энтузиазм не проявлялся и, насколько
известно, большая часть скандинавских рыцарей была движима в меньшей степени
христианскими устремлениями, чем любовью к войне и приключениям, надеждой
добычи и славы.
В это время было две христианские страны на Кавказе — Армения и Грузия.
Однако после поражения византийской армии при Манцикерте в 1071 году, Армения
попала под власть турок, так что не было даже вопроса об участии кавказских
армян в первом Крестовом походе. Что касается Грузии, то сельджуки захватили
страну в XI веке, и только после того как крестоносцы захватили Иерусалим в
1099 году, Давид Строитель изгнал турок. Это произошло около 1100 года, или,
как утверждает грузинская хроника, тогда, когда «франкская армия двинулась
вперед и, с Божьей помощью, взяла Иерусалим и Антиохию, Грузия стала свободной,
и Давид стал могущественным».
Когда в 1095 году, в связи со всеми западноевропейскими осложнениями и
проектируемыми реформами, победоносный (victorious) папа Урбан II собрал собор
в Пьяченце, туда же прибыло посольство от Алексея Комнина с просьбой о помощи.
Этот факт некоторыми учеными отрицался, однако современные исследователи этой
проблемы пришли к выводу, что Алексей действительно обратился в Пьяченце за
помощью. Конечно, это событие еще не было «решающим фактором», приведшим к
Крестовому походу, как утверждал Зибель. Как и раньше, если Алексей обратился
за помощью в Пьяченце, то он не думал о крестоносных армиях, он хотел не
крестового похода, а наемников против турок, которые за последние три года 1
стали представлять большую опасность в их успешном продвижении в Малой Азии.
Примерно в 1095 году Кылыч Арслан был избран султаном в Никее. «Он вызвал в
Никею жен и детей тех воинов, которые в то время там находились, поселил их в
городе и вновь сделал Никею резиденцией султанов». Иными словами, Кылыч Арслан
сделал Никею своей столицей. В связи с этими турецкими успехами, Алексей мог
обратиться за помощью в Пьяченцу, однако, в его намерения крестовый поход в
Святую Землю не входил. Его интересовала помощь против турок. К сожалению, об
этом эпизоде в источниках мало информации. Один современный исследователь
заметил: «От собора в Пьяченце до прибытия крестоносцев в Византийскую империю,
взаимоотношения Востока и запада покрыты мраком».
В ноябре 1095 года в Клермоне (в Оверни, в центральной Франции) собрался
знаменитый собор, на который съехалось так много народа, что в городе не
нашлось достаточно жилья для всех прибывших и многие разместились под открытым
небом. По окончании собора, на котором был рассмотрен ряд наиболее важных
текущих дел, Урбан II обратился к собравшимся с пламенной речью, подлинный
текст которой до нас не дошел. Записавшие же речь на память некоторые очевидцы
собрания сообщают нам тексты, сильно отличающиеся друг от друга. Папа обрисовав
в ярких красках преследования христиан в Святой Земле, убеждал толпу поднять
оружие на освобождение Гроба Господня и восточных христиан. С криками «Dieu le
veut»! («Deus lo volt» в хронике) толпа бросилась к папе. По его предложению,
будущим участникам похода были нашиты на одежду красные кресты (отсюда название
«крестоносцы»). Им было объявлено отпущение грехов, прощение долгов и защита их
имущества церковью на время их отсутствия. Крестоносный обет считался
непреложным, и его нарушение влекло за собой отлучение от церкви. Из Оверни
воодушевление распространилось на всю Францию и в другие страны. Создавалось
обширное движение на Восток, истинные размеры которого на Клермонском соборе
нельзя было и предвидеть.
Поэтому движение, вызванное на Клермонском соборе и вылившееся в
следующем году в форму крестового похода, является личным делом Урбана II,
нашедшего для осуществления этого предприятия в жизненных условиях
западноевропейского средневековья второй половины XI века в высшей степени
благоприятные ус
|
|