|
и из отдаленных стран Китая и Индии. Западная Европа, находясь в раннее
средневековье в периоде создания новых германских государств, из которых
некоторые, как известно, при Юстиниане были завоеваны его полководцами, жила в
условиях, в высшей степени неблагоприятных для развития собственной
экономической жизни. Восточная Римская империя с таким центром, как
Константинополь, оказалась силой обстоятельств в роли посредника между Западом
и Востоком, и подобная роль ее продолжалась до эпохи Крестовых походов.
Но само византийское государство не находилось в прямых торговых
сношениях со странами дальнего Востока; посредником между ними, имевшим от
этого громадные выгоды, являлась персидская держава Сасанидов. Главных торговых
путей было два: один сухопутный, другой водный. Первый, караванный, путь шел от
западных границ Китая, через Согдиану (современную Бухару), к персидской
границе, где происходила перегрузка товаров из рук китайских купцов в руки
персидских, которые уже отправляли их дальше в определенный таможенный пункт на
византийской границе. Другой, водный, путь шел таким образом: китайские купцы
на кораблях везли свои товары до острова Тапробан (теперь Цейлон), на юг от
полуострова Индостан, где товары перегружались, преимущественно на персидские
корабли; последние везли их по Индийскому океану и Персидскому заливу к устьям
Тигра и Евфрата, откуда вверх по Евфрату товары доходили до лежавшего на этой
реке византийского таможенного пункта. Отсюда видно, что торговля Византии с
Востоком, бывшая в руках персидских купцов, находилась в зависимости от
отношений империи к Персии; а так как военные действия с Персией были обычным
явлением в истории Византии, то византийская торговля с Востоком беспрестанно
прерывалась и несла чрезвычайный ущерб. Особенно важной отраслью торговли был
китайский шелк, секрет производства которого бдительно охранялся Китаем. Ввиду
трудности его доставки цена на шелк и на шелковые изделия, на которые был
громадный спрос в Византии, поднималась временами до необычайных размеров.
Кроме китайского шелка, из Китая и Индии шли на запад благовония, пряности,
хлопок, драгоценные камни и некоторые другие предметы, находившие также широкий
сбыт в византийском государстве.
Не мирясь с экономической зависимостью Византии от Персии, Юстиниан
поставил своей целью найти такой путь торговых сношений с Китаем и Индией,
который не находился бы в сфере персидского влияния.
Косма Индикоплов
Ко времени Юстиниана относится замечательный литературный памятник,
сообщающий драгоценные сведения как о географии бассейнов Красного моря и
Индийского океана, так и о торговле с Индией и Китаем: это – «Христианская
топография» Космы Индикоплова, написанная в середине VI века378.
Родившись в Египте, вероятно в Александрии, Косма с ранних лет занялся
торговлей, но, не довольствуясь торговыми операциями в родной стране,
предпринял ряд дальних путешествий, во время которых посетил берега Красного
моря, Синайский полуостров, Эфиопию (Абиссинию) и, может быть, доезжал до
Цейлона. Будучи христианином, вероятно, несторианином, он после разнообразной
жизни окончил свои дни в монастыре монахом. Прозвание Космы Индикопловом
(погречески «Индикоплевст»), встречается уже в древних списках его сочинения.
Для нас не важна основная цель «Христианской топографии», доказывающей
христианам, что, вопреки системе Птолемея, земля имеет не форму шара, а вид
продолговатого четырехугольного ящика, наподобие жертвенника в ветхозаветной
скинии Моисея; вся же Вселенная уподобляется общему виду скинии. Для науки
имеют громадное значение, как отмечено выше, географические и торговые сведения
Космы. Автор добросовестно оповещает читателя о своих источниках и дает им
соответственную оценку; он различает свои личные наблюдения, как очевидца,
сообщения других очевидцев и, наконец, сведения, полученные им понаслышке. Он в
качестве очевидца описывает дворец абиссинского царя в городе Аксуме (в так
называемом Аксумском царстве), дает точное описание нескольких интересных
надписей на берегу Красного моря и в Нубии, а также индийских и африканских
зверей, и, что особенно надо отметить, сообщает ценнейшие сведения об острове
Тапробане (Цейлоне) и выясняет его торговое значение в эпоху раннего
средневековья. Из его описания явствует, что Цейлон в VI веке был центром
мировой торговли между Китаем, с одной стороны, и восточной Африкой, Персией и
через нее с Византией, с другой стороны. По словам Космы, «Служа
посредником[науч.ред.24], остров принимает многочисленные корабли, приходящие
со всей Индии, Персии и Эфиопии». Жившие на острове персыхристиане, т.е.
несториане, имели там свою церковь и штат духовенства.
Интересно, что, несмотря на почти полное отсутствие примеров прямых
торговых сношений Византии с Индией, византийские монеты эпохи Константина
Великого появляются на индийских рынках, проникая туда, очевидно, не через
византийских купцов, а при посредстве персов и абиссинцев (аксумитов). Монеты с
именами императоров в Византии IV, V и VI веков – Аркадия, Феодосия, Маркиана,
Льва I, Анастасия I, Юстиниана I, были найдены в южной и северной Индии379. В
международной экономической жизни VI века Византия играла настолько крупную
роль, что, по свидетельству того же Космы, «все народы вели торговлю при
посредстве византийской золотой монеты (номисмы или солида), которая
принимается повсюду от одного края земли до другого, служа предметом удивления
для всех людей и всех государств, так как такой монеты в других государствах не
было»380.
Косма рассказал весьма интересную историю, которая показывает глубокое
уважение в Индии к византийской золотой монете (номисме):
«Однажды[науч.ред.25] один из местных торговцев[науч.ред.26] по имени
Сопатр – умерший, как мы знаем[науч.ред.27], тридцать пять
|
|