Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История от Древней до современной Греции :: А.А. Васильев - История Византийской империи :: А.А. Васильев - История Византийской империи. Т.1
<<-[Весь Текст]
Страница: из 229
 <<-
 
опись, 
будучи составлена в начале XVII века, носит легендарный характер и исторической 
ценности не имеет. Таким образом, теперь теория о славянском происхождении 
Юстиниана должна быть отброшена281. На основании источников, Юстина и Юстиниана 
можно считать иллирийцами, может быть, албанцами. Во всяком случае, Юстиниан 
родился в одной из деревень верхней Македонии, недалеко от современного Ускюба, 
на границе Албании. Некоторые ученые производят семью Юстиниана от римских 
колонистов в Дардании, т.е. в верхней Македонии282. Итак, первые три императора 
эпохи были иллирийцами, или албанцами, хотя, конечно, романизованными. Их 
родным языком был латинский.
      Слабоумный, не имевший детей Юстин II усыновил и сделал кесарем 
начальника гвардии, фракийца Тиверия. По этому случаю он произнес весьма 
интересную речь, которая произвела глубокое впечатление на современников своим 
искренним тоном и покаянием. Ввиду того, что речь была стенографирована писцами,
 она сохранилась в оригинале283. После смерти Юстина II Тиверий правил как 
Тиверий II (578–582). Со смертью последнего окончилась династия Юстиниана. 
После него правил муж дочери Тиверия, Маврикий (582–602). Источники поразному 
говорят о его происхождении: одни считают родиной Маврикия и его семьи 
отдаленный каппадокийский город Арависс284, другие, называя его каппадокийцем, 
считают первым греком на византийском престоле285. Одно другому не противоречит,
 и, может быть, Маврикий был, действительно, первым византийским 
императоромгреком, родом из Каппадокии286. Встречается еще традиция, выводящая 
род Маврикия из Рима287. Ю.А. Кулаковский считает вероятным армянское 
происхождение Маврикия на том основании, что туземное население Каппадокии 
составляли армяне288. Последним императором нашего периода был свергнувший 
Маврикия тиран, фракиец Фока (602–610)[науч.ред.16].
      Сразу же после прихода к власти Юстин I отошел от религиозной политики 
своих предшественников, окончательно присоединившись к последователям 
Халкидонского собора и начав период суровых преследований монофизитов. Мирные 
отношения установились с Римом, и разногласия между восточной и западной 
церковью, восходящие к Энотикону Зенона, пришли к концу. Религиозная политика 
императоров этого времени была основана на православии. Это еще более отдалило 
восточные провинции. Весьма интересный в связи с этим намек на мягкость 
появляется в письме, адресованном папе Гормизде в 520 г., написанном 
племянником Юстина Юстинианом, влияние которого чувствовалось с первого года 
правления его дяди. Он тактично предлагал мягкость к несогласным: «Вы сможете 
привести к миру народ Господа нашего не преследованиями и кровопролитиями, но 
терпением, чтобы, желая завоевать души, мы не теряли бы тела многих людей, как 
и души. Подобает исправлять длительные ошибки с мягкостью и снисхождением. Тот 
доктор справедливо восхваляется, кто страстно стремится вылечить старые болезни 
таким образом, чтобы от них не произошли бы новые раны»289. Более всего 
интересно слышать такие советы от Юстиниана, который в последующие годы не 
часто им следовал.
      На первый взгляд, известная несообразность проявляется во 
взаимоотношениях Юстина с далеким эфиопским царством Аксума. В своей войне с 
царем Йемена, защитником иудаизма, эфиопский царь с эффективной помощью Юстина 
и Юстиниана обрел сильную поддержку в Йемене, расположенном на югозападе 
Аравии, по другую сторону БабэльМандебского пролива, и восстановил 
христианство в этой стране. Мы в первый момент удивлены, видя как православный 
Юстин, который принял халкидонитскую доктрину и начал наступление против 
монофизитов в своей собственной империи, поддерживает монофизитского эфиопского 
царя. Однако за официальными границами империи византийский император 
поддерживал христианство в целом, вне зависимости от совпадения или 
несовпадения с его собственными религиозными догмами. С внешнеполитической 
точки зрения, византийские императоры рассматривали каждое завоевание для 
христианства как важное политическое и, возможно, экономическое завоевание 
(advantage).
      Это сближение между Юстином и эфиопским царем имело весьма необычное 
отражение в позднейшие времена. В Эфиопии в XIV веке был составлен один из 
важнейших памятников эфиопской литературы – Кебра Нагаст – «Слава Царей», 
содержащий весьма интересный сборник легенд. Он провозглашает, что эфиопская 
царствующая династия ведет свою генеалогию вглубь веков, ко времени Соломона и 
царицы Савской. И в наши дни Эфиопия утверждает, что управляется старейшей 
династией в мире. Эфиопы, согласно Кебра Нагаст, являются избранным народом, 
новым Израилем; их царство значительнее (higher) Римской империи. Два царя, 
Юстин, царь Рима, и Калеб, царь Эфиопии, встретились в Иерусалиме и разделили 
Землю между собой. Эта весьма интересная легенда ясно показывает глубокое 
впечатление, которое произвела на эфиопскую историческую традицию эпоха Юстина 
I290.
      
Царствование Юстиниана и Феодоры
      
      Преемником Юстина был знаменитый его племянник Юстиниан (527–565), 
являющийся центральной фигурой всего данного периода.
      С именем Юстиниана неразрывно связано имя его царственной супруги Феодоры,
 одной из самых интересных и талантливых женщин в византийском государстве. 
«Тайная история», принадлежащая перу Прокопия, историка эпохи Юстиниана, рисует 
в сгущенных красках развратную жизнь Феодоры в ее юные годы, когда она, 
происходя из
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 229
 <<-