|
низов общества (отец ее был сторожем медведей в цирке), в морально
нездоровой обстановке тогдашней сцены превратилась в женщину, дарившую многих
своей любовью. Природа наделила ее красотой, грацией, умом и остроумием. По
словам одного историка (Диля), «она развлекала, чаровала и скандализировала
Константинополь»291. Честные люди, встретив Феодору на улице, рассказывает
Прокопий, сворачивали с дороги, чтобы прикосновением не осквернить своего
платья292. Но все грязные подробности о юной поре жизни будущей императрицы
должны быть принимаемы с большой осторожностью, как исходящие от Прокопия,
который в своей «Тайной истории» задался целью очернить Юстиниана и Феодору.
После столь бурной жизни она на некоторое время исчезает из столицы в Африку.
По возвращении в Константинополь Феодора уже не была прежней легкомысленной
актрисой: она, оставив сцену, вела уединенную жизнь, интересуясь церковными
вопросами и занимаясь пряжей шерсти. В это время ее увидел Юстиниан. Красота
Феодоры поразила его. Увлеченный император приблизил ее ко двору, пожаловал
званием патрикии и вскоре женился на ней. Со вступлением Юстиниана на престол
она сделалась императрицей Византии. В своей новой роли Феодора оказалась на
высоте положения: оставаясь верной женой, она интересовалась государственными
делами, умела в них разбираться и влияла в этом отношении на Юстиниана. В
восстании 532 года, о чем будет речь ниже, Феодора играла одну из главных
ролей; она своим хладнокровием и энергией, может быть, спасла государство от
дальнейших потрясений. В своих религиозных симпатиях она открыто стояла на
стороне монофизитов, в противоположность колеблющейся политике супруга, который
большую часть своего долгого царствования, при некоторых уступках в пользу
монофизитства, держался, главным образом, православия. В последнем случае
Феодора лучше Юстиниана понимала значение для Византии восточных монофизитских
провинций, в которых заключалась живая сила для империи, и хотела вступить на
путь примирения с ними. Феодора умерла от рака в 548 году задолго до смерти
Юстиниана293. На известной равеннской мозаике VI века в церкви св. Виталия
Феодора изображена в царском облачении, окруженная своим штатом. Церковные
историки, ее современные и позднейшие, сурово относились к личности Феодоры.
Тем не менее в нашем месяцеслове под 14 ноября мы читаем: «Успение правоверного
царя Юстиниана и память царицы Феодоры»294. Она похоронена в церкви Св.
Апостолов.
Внешняя политика Юстиниана и его идеология. Многочисленные войны
Юстиниана были частью наступательными, частью оборонительными. Первые велись с
варварскими германскими государствами западной Европы, вторые с Персией на
востоке и со славянами на севере.
Главные силы были направлены императором на Запад, где военные операции
византийских войск сопровождались внешним блестящим успехом. Вандалы, остготы и
отчасти вестготы должны были подчиниться императору. Средиземное море
превратилось почти в византийское озеро. В своих указах Юстиниан называл себя
Цезарем Флавием Юстинианом Аламанским, Готским, Франкским, Германским, Антским,
Аланским, Вандальским, Африканским. Но эта блестящая внешность имела свою
обратную сторону. Успехи были куплены слишком дорогой ценой и повлекли за собой
материальное истощение страны. Вследствие переброски войск на запад, восток и
север были открыты для нападения персов, славян и гуннов.
Главным врагом, с точки зрения Юстиниана, были германцы. Таким образом,
германский вопрос снова встал в VI веке перед Византией; но разница была в том,
что в V веке германцы теснили империю, в VI веке империя теснила германцев.
Юстиниан вступил на престол с идеями императора римского и христианского.
Видя в себе наследника римских цезарей, он считал своим священным долгом
восстановить единую империю в пределах I–II века. Как император христианский,
он не мог допустить, чтобы германцыариане притесняли православное население.
Константинопольские государи, являясь законными наследниками цезарей, имели
исторические права на Западную Европу, занятую варварами. Германские короли
были лишь вассалами византийского императора, который делегировал им власть.
Франкский король Хлодвиг получил звание патриция от Анастасия; от него же
получил свое королевское утверждение Теодорих остготский. Юстиниан, решив
начать войну с готами, писал: «Готы, захватив силой нашу Италию, решили ее не
отдавать»295. Он остается естественным сюзереном всех правителей,
обосновавшихся в пределах Римской империи. Как император христианский, Юстиниан
получил миссию насаждать правую веру среди неверных, будут ли то еретики или
язычники. В IV веке Евсевий Кесарийский в своей «Похвале Константину», писал,
что после того как восторжествовавшее христианство разъясняло творение демонов,
т.е. ложных богов, языческие государства отжили свое время. «Единый Бог
возвещен всем; вместе с тем единая империя явилась для всех: это – империя
Римская… В одно и то же время, как бы небесной волей, два зерна добра возрасли
для людей: это Римская империя и христианская вера. Вышедши как бы из одного
корня две великих силы сразу все подчинили и соединили узами любви: это –
единодержавная Римская империя и учение Христа». Эта теория IV века жила и в VI
веке. Из нее для Юстиниана вытекало обязательство воссоздать единую Римскую
империю, которая, по словам одной его новеллы296, доходила прежде до двух
океанов и которую римляне по небрежности потеряли, и установить в воссозданной
империи единую христианскую веру как среди схизматиков, так и среди язычников.
Такова была идеология Юстиниана, заставлявшая этого всеобъемлющего политика и
крестоносца мечтать о подчинении всего известного тогда мира.
Но надо помнить, что обширные притязания импера
|
|