Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История от Древней до современной Греции :: А.А. Васильев - История Византийской империи :: А.А. Васильев - История Византийской империи. Т.1
<<-[Весь Текст]
Страница: из 229
 <<-
 
 гипотезам271.
      IV век был очень важным периодом в истории византийского искусства. Новый 
статус христианской веры в Римской империи, сперва как легальной, позже – как 
государственной религии, ускорил развитие христианства. Три элемента – 
христианство, эллинизм и Восток – встретились в IV веке, и из их союза выросло 
то, что известно под именем восточнохристианского искусства.
      Будучи политическим центром империи, Константинополь постепенно стал 
также интеллектуальным и артистическим центром государства. Случилось это не 
сразу. «В Константинополе не было никакой установившейся ранее культуры, 
которая позволила бы сопротивляться натиску экзотических сил. Константинополь 
вынужден был прежде всего взвешивать и поглощать новые влияния, задача, которая 
требовала по меньшей мере сотни лет»272.
      Сирия и Антиохия, Египет, ведомый Александрией, и Малая Азия, отражая в 
своей художественной жизни влияния более древних традиций, оказывали весьма 
сильное и благотворное влияние на развитие восточнохристианского искусства. 
Сирийская архитектура процветала на протяжении IV, V и VI веков. Блистательные 
церкви Иерусалима и Вифлеема, а также некоторые церкви Назарета, были возведены 
в годы правления Константина Великого. Необычная пышность отличала церкви 
Антиохии и Сирии. «Антиохия, как центр блистательной культуры, естественно 
оказалась лидером христианского искусства в Сирии»273. К сожалению, длительное 
время доступных сведений об искусстве Антиохии было очень мало и лишь недавно 
красота и значение памятников культуры в городе стали известны лучше274. 
«Мертвые города» центральной Сирии, открытые в 1860 и 1861 годах М. де Вогюэ, 
дают известное представление о том, что представляла собой христианская 
архитектура IV, V и VI веков. Одним из наиболее замечательных памятников конца 
V века является монастырь св. Симеона Столпника, расположенный между Антиохией 
и Алеппо и до сих пор производящий впечатление своими величественными 
руинами275. Хорошо известный фриз из Мшатты, к востоку от Иордана (теперь в 
Берлине, в Kaiser Friedrich Museum), очевидно, также является произведением IV, 
V или VI веков276. К началу V века относится красивая базилика в Египте, 
возведенная императором Аркадием над могилой Мины, известного египетского 
святого. Руины базилики были недавно раскопаны и изучены Кауфманом277. В 
области мозаик, портретного искусства, текстиля (узорчатый шелк 
раннехристианского времени) и так далее, существует множество интересных 
образцов ранневизантийского времени.
      Городские стены, которые окружали Константинополь в V веке, сохранились 
до наших дней. Золотые Ворота (Porta Aurea), через которые императоры 
официально въезжали в город, были построены в конце IV века или в начале V в. 
Замечательные благодаря своему архитектурному великолепию, они существуют до 
сих пор.
      С именем Константина связано возведение церквей св. Ирины и Церкви 
Апостолов в Константинополе. Св. София, возведение которой могло начаться в это 
время, была завершена при его сыне Констанции. Эти церкви были перестроены в VI 
веке Юстинианом. В V веке другая церковь украсила новую столицу – базилика св. 
Иоанна Студита, ныне мечеть МирАчор джами (MirAchor djami).
      Некоторое количество памятников ранневизантийского искусства сохранилось 
в западных областях империи. Среди них несколько церквей в Фессалонике 
(Салониках); дворец Диоклетиана в Салонах (ныне Сплит) в Далмации (начало IV 
века), несколько живописных изображений в церкви St. Maria Antiqua в Риме, 
относящихся, очевидно, к концу V века278; мавзолей Галлы Плацидии и 
православный баптистерий в Равенне (V век); а также некоторые памятники в 
Северной Африке.
      В истории искусства период IV и V веков можно рассматривать как 
подготовительный период к эпохе Юстиниана Великого, когда «столица достигла 
полного самосознания и приняла на себя руководящую роль», эпохе, которую 
справедливо описывали как первый золотой век византийского искусства279.
      
      
Глава 3
Юстиниан Великий и его ближайшие преемники (518–610)
      
      
      
Царствование Юстиниана и Феодоры. Войны с вандалами, остготами и вестготами; их 
результаты. Персия. Славяне. Значение внешней политики Юстиниана. 
Законодательная деятельность Юстиниана. Трибониан. Церковная политика Юстиниана.
 Закрытие афинской школы. Церковные проблемы и пятый Вселенский собор. 
Внутренняя политика Юстиниана. Восстание «Ника». Налогообложение и финансовые 
проблемы. Торговля в царствование Юстиниана. Косма Индикоплов. Защита 
византийской торговли. Непосредственные преемники Юстиниана. Война с персами. 
Славяне и авары. Религиозные дела. Формирование экзархатов и переворот 610 г. 
Вопрос о славянах в Греции. Литература, просвещение и искусство.
      
      Как во внешней, так и в религиозной политике преемники Анастасия пошли по 
иному пути, перенеся центр тяжести с Востока на Запад. Государями за время с 
518 по 610 год были следующие лица: один из начальников гвардии 
(экскувиторов)280, необразованный Юстин I Старший, случайно избранный на 
престол после смерти Анастасия (518–527); после него знаменитый его племянник 
Юстиниан I Великий (527–565), а за ним племянник последнего Юстин II Младший 
(565–578). С именами Юстина и Юстиниана связан вопрос об их славянском 
происхождении, которое в течение долгого времени признавалось очень многими за 
исторический факт. Основанием для этого взгляда послужило напечатанное в начале 
XVII века ученым книгохранителем Ватиканской библиотеки Николаем Алеманном 
жизнеописание императора Юстиниана, составленное какимто аббатом Феофилом, 
наставником Юстиниана. В этом житии приведены были для Юстиниана и его родни 
особые имена, которыми они назывались на родине и которые являлись, по мнению 
лучших славистов, славянскими; так, например, Юстиниан назывался Управдой. 
Рукопись, которой пользовался Алеманн, была найдена и исследована в конце XIX 
века (1883 г.) английским ученым Брайсом, который показал, что данная ру
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 229
 <<-