|
звестный под названием Scriptores Historiae Augustae («Писатели истории
августов»). Автор, время создания и историческое значение сборника – все это
является предметом дискуссий, породивших огромное количество литературы263. В
1923 году один английский историк писал: «Время и усилия, проведенные над
историей августов… ошеломляют, однако результат этих усилий – насколько вообще
возможно практическое использование результатов для истории (as far as any
practical use for history goes) – равен нулю»264. H. Бейнз недавно сделал
интересную попытку доказать, что этот сборник был написан при Юлиане Отступнике
с определенной целью – пропаганды в пользу Юлиана, его администрации, его
религиозной политики265. Эта точка зрения не была принята исследователями266.
Приск Фракийский, историк V века и участник посольства к гуннам, был
другим автором, сделавшим существенный вклад в описание событий эпохи. Его
«Византийская история», которая сохранилась во фрагментах, и его информация об
обычаях гуннов весьма интересны и ценны. Приск на деле был основным источником
по истории Аттилы и гуннов для латинских историков VI века – Кассиодора и
Иордана. Зосим, живший в V веке и в начале VI, написал «Новую историю»,
изложение событий в которой доведено до осады Аларихом Рима в 410 году.
Ревностный почитатель старых богов, он объяснял упадок Римской империи гневом
богов, оставленных римлянами. Наибольшую критику у него вызывает Константин
Великий. Его мнение о Юлиане было весьма высоким. Согласно современному
исследователю, Зосим является не только историком «упадка Рима», но также и
теоретиком республики, которую он защищает и прославляет. Он – единственный
«республиканец» V века267.
Аммиан Марцеллин, сирийский грек родом из Антиохии, писал свои «Деяния»
(Res Gestae) – историю Римской империи на латинском языке – в конце IV века. Он
стремился быть продолжателем истории Тацита, начиная свою историю от времени
Нервы до смерти Валента (96–378). Сохранились только последние восемнадцать
книг его сочинений[науч.ред.15], охватывающие период 353–378 годов. Автор
воспользовался собственным суровым военным опытом во время кампаний Юлиана
против персов и дал первостепенное по значению описание современных ему событий.
Хотя он оставался язычником до конца жизни, Аммиан проявлял большую терпимость
к христианству. Его сочинение является важным источником для времени от Юлиана
до Валента, а также для готской истории и ранней истории гуннов. Его
литературные способности были весьма высоко оценены сегодняшними
исследователями. Э. Штайн называл его величайшим литературным гением в мире
между Тацитом и Данте268, а H. Бейнз называл его последним великим историком
Рима269.
Афины, город угасающей классической мысли, были в V веке домом последнего
выдающегося представителя неоплатонизма – Прокла из Константинополя, который
преподавал и писал там в течение долгих лет. Афины были также местом рождения
жены Феодосия II Евдокии (Афинаиды), которая обладала определенными
литературными способностями и написала некоторое количество произведений.
Западноевропейская литература этого времени, которая была блистательно
представлена замечательными сочинениями Августина и некоторыми другими
талантливыми писателями в прозе и поэзии, здесь не рассматривается.
После перенесения столицы в Константинополь, латинский все еще оставался
официальным языком империи в IV и V веках. Он использовался во всех
императорских декретах, собранных в Кодексе Феодосия, также как и в позднейших
декретах V и начала VI веков. Однако в повседневном процессе обучения в
константинопольской высшей школе во времена Феодосия II отмечается упадок
господства латинского языка и явное предпочтение греческому, который был
вообщето (after all) наиболее широко распространенным разговорным языком в
восточной половине империи. Греческие традиции поддерживались также афинской
языческой школой.
Время от IV до VI века было периодом, когда разные элементы постепенно
смешивались в новое искусство, которое носит имя византийского или
восточнохристианского. По мере того как историческая наука все глубже
исследует корни этого искусства, все более становится ясно, что Восток и его
традиции играли ведущую роль в развитии византийского искусства. В конце
девятнадцатого века немецкие исследователи выдвинули теорию о том, что
искусство Римской империи (Romische Reichskunst), которое развивалось на Западе
в течение первых двух веков существования империи, заменило старую
эллинистическую культуру Востока, которая была в состоянии упадка, и, так
сказать, заложило краеугольный камень христианского искусства IV и V веков. В
настоящее время эта теория отвергнута. С момента появления в 1900 г.
знаменитого труда Д.В. Айналова «Эллинистическое происхождение византийского
искусства» и в 1901 году замечательного труда австрийского ученого Й.
Стржиговского (J. Strzygowski) «Восток или Рим» проблема происхождения
византийского искусства приобрела совершенно новые формы. Считается теперь
точно установленным, что основная роль в развитии восточнохристианского
искусства принадлежит Востоку и проблема заключается только в определении, что
следует понимать под терминами «Восток» и «восточные влияния». В большом
количестве будящих мысль (stimulating) сочинений неутомимый Стржиговский
доказывал огромное влияние, оказанное древним Востоком. Сперва он искал центр
этого влияния в Константинополе, потом он обратился к Египту, Малой Азии и
Сирии и, двигаясь далее на восток и север, он дошел до пределов Месопотамии и
искал истоки основных влияний на плато и горах АлтаяИрана и в Армении. Он
утверждал: «Чем Эллада была для искусства античности, тем Иран был для
искусства нового христианского мира»270. Он обращался также к Индии и
китайскому Туркестану для дальнейшего изучения проблемы. Признавая его большие
заслуги в поисках истоков византийского искусства, современная историческая
наука до сих пор с большой осторожностью подходит к его новейши
|
|