|
естность благодаря
своим замечательным качествам преподавателя. Среди ее учеников были известные
литераторы, как, например, Синезий из Кирены, который упоминает Ипатию во
многих своих письмах. Один источник говорит: «Одетая в плащ, она имела
обыкновение бродить по городу и объяснять случайным слушателям сочинения
Платона, Аристотеля или какихлибо других философов»255.
Греческая литература процветала в Египте до 451 года, когда Халкидонский
собор не осудил монофизитское учение. Ввиду того что это была официальная
египетская религия, за решением собора последовал отказ церкви от греческого
языка и замена его коптским. Коптская литература, которая развивалась после
этого, имеет известное значение даже по отношению к греческой литературе, ибо
некоторое количество не сохранившихся оригинальных греческих сочинений дошли до
настоящего времени только в коптском переводе.
Это время увидело развитие литературы религиозных гимнов. Авторы гимнов
постепенно отошли от исходной традиции имитации классической поэзии и развили
свои собственные формы. Формы эти были совершенно самобытны и иногда их
рассматривали просто как прозаические. И только сравнительно недавно эти
размеры были частично объяснены. Они характеризуются разными типами акростихов
и рифм. К сожалению, сейчас очень мало известно о религиозных гимнах IV и V
веков. Поэтому история их постепенного развития неясна. Тем не менее совершенно
очевидно, что развитие их было значительным. Тогда, когда Григорий Богослов
следовал античной метрике в большей части своих поэтических гимнов, Роман
Сладкопевец, сочинения которого появились в начале VI века при Анастасии I,
использовал новые формы для произведений и обращался к акростихам и рифмам.
Исследователи долго спорили по вопросу, жил ли Роман в VI веке или же в
начале VIII. В его кратком жизнеописании упоминается о его приезде в
Константинополь во время правления императора Анастасия, однако долгое время
невозможно было определить, идет ли речь об Анастасии I (491–518), или же об
Анастасии II (713–716). Ученый мир, однако, после долгого изучения сочинений
Романа Сладкопевца, в конце концов окончательно согласился, что речь идет об
Анастасии I256. Романа Сладкопевца иногда называют величайшим поэтом
византийского времени. Этот «Пиндар ритмической поэзии»257, «величайший
религиозный гений», «Данте новогреков»258 является автором большого количества
превосходных гимнов, среди которых и знаменитый христианский гимн «Дева днесь
Пресущественнаго рождает» (Supersubstantial)259. Поэт родился в Сирии и весьма
вероятно, что расцвет его гения приходится на время Юстиниана, ибо согласно его
жизнеописанию, он был молодым дьяконом, когда он приехал во время царствования
Анастасия из Сирии в Константинополь, где и обрел чудесным образом дар писания
гимнов. Законченность произведений Романа, как кажется, показывает, что
религиозная поэзия в V веке достигла высокого уровня развития; к сожалению,
правда, достаточным количеством информации мы не располагаем. Трудно, однако,
представить себе существование этого необычного поэта в VI веке без известного
предшествующего развития церковной поэзии. К сожалению, его нельзя полностью
оценить, ибо большая часть его гимнов до сих пор не опубликована260.
Лактанций, известный христианский писатель начала IV века, родом из
Северной Африки, писал полатински. Он особенно важен как автор сочинения «О
смерти преследователей» (De mortibus persecutorum). Это сочинение дает весьма
интересную информацию о времени Диоклетиана и Константина до так называемого
Миланского эдикта261.
Христианская литература этого времени представлена многими известными
авторами, однако языческая литература не очень сильно отставала. Среди ее
представителей также было немало талантливых и интересных личностей, одним из
которых был Фемистий из Пафлагонии, живший во второй половине IV века. Он был
философски образованным руководителем Константинопольского университета[науч.
ред.14], придворным оратором и сенатором, весьма уважаемым язычниками и
христианами. Он написал большое сочинение «Парафразы Аристотеля», в котором
предполагал сделать более ясными самые сложные идеи греческого философа. Он
также является автором примерно сорока речей, которые дают много информации о
важных событиях эпохи, также как и о его собственной жизни. Крупнейшим из всех
языческих риторов IV века был Либаний из Антиохии, который более чем ктолибо
другой оказал влияние на своих современников. Среди его учеников был Иоанн
Златоуст, Василий Великий, Григорий Назианзин. Его лекции с большим энтузиазмом
изучались также молодым Юлианом до его восшествия на престол. Большой интерес
представляют 65 публичных речей Либания, которые дают обильный материал о
внутренней жизни эпохи. Не меньшее значение представляют его письма, которые по
богатству содержания и замечательному духу могут быть сопоставлены с письмами
Синезия из Кирены.
Император Юлиан был весьма яркой фигурой в интеллектуальной жизни IV века
и, несмотря на краткость своей карьеры, он ясно показал свой талант в разных
областях литературы. Речи Юлиана, отражающие его темные философские и
религиозные спекуляции, такие как обращение к «Царю Солнцу»; его письма,
сочинение «Против христианства», сохранившееся только во фрагментах,
сатирический «Мисопогон» («Ненавистник бороды»)262, написанный против
антиохийцев, важный как биографический источник, – все это показывает Юлиана
как талантливого писателя, историка, сатирика и моралиста. Особо следует
подчеркнуть теснейшую связь его сочинений с насущными проблемами времени.
Ранняя и внезапная смерть этого молодого императора воспрепятствовала полному
развитию его необычного гения.
Языческая литература IV–V веков представлена также многими писателями в
области собственно истории. Среди наиболее значительных был автор широко
известного сборника биографий римских императоров, написанный полатински в IV
веке и
|
|