Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История от Древней до современной Греции :: А.А. Васильев - История Византийской империи :: А.А. Васильев - История Византийской империи. Т.1
<<-[Весь Текст]
Страница: из 229
 <<-
 
взглядов на самостоятельность человеческой природы в Иисусе 
Христе. Деву Марию Несторий называл не Богородицей, а Христородицей.
      Открыв суровые преследования против своих противников, Несторий вызвал в 
церкви большую смуту. Особенно сильно восстал против учения Нестория патриарх 
александрийский Кирилл и папа Целестин, осудивший на римском соборе еретическое 
учение. Император Феодосий, желая положить конец церковным распрям, созвал в 
Эфесе третий Вселенский собор, который осудил несторианство (431 г.). Сам 
Несторий был отправлен в ссылку в Египет, где и умер.
      Несмотря на осуждение несторианства, несториане оставались в довольно 
большом количестве в Сирии и Месопотамии; против них гражданские власти, по 
приказанию императора, неоднократно прибегали к строгим мерам. Главным центром 
несторианства была Эдесса, где находилась знаменитая школа, распространявшая 
антиохийские идеи. В 489 году, при императоре Зеноне, школа была уничтожена, а 
профессора и ученики изгнаны. Последние направились в Персию, где основали 
школу в городе Нисибин. Персидский царь охотно принимал несториан и оказывал им 
покровительство, так как видел в них врагов империи, которыми при случае он мог 
воспользоваться. Персидская церковь несториан, или сирохалдейских христиан, 
имела во главе епископа, который назывался католикосом. Из Персии христианство 
в форме несторианства переходило в другие страны, например в Индию.
      В самой византийской церкви, особенно в Александрии, после Эфесского 
собора появилось новое течение, возникшее и развившееся в противоположность 
несторианству. Приверженцы Кирилла Александрийского, давая перевес в Иисусе 
Христе его Божественной природе над человеческой, пришли к заключению, что 
последняя была совершенно поглощена первой, т.е. что в Иисусе Христе была лишь 
одна Божественная природа. Учение это стало называться монофизитством, а его 
последователи – монофизитами (от греческих слов ????? – один и ????? – природа).
 Монофизитство делало большие успехи при александрийском епископе Диоскоре и 
константинопольском архимандрите Евтихии, убежденных монофизитах. Император 
склонился на сторону Диоскора, так как видел в нем проводника идей Кирилла 
Александрийского. Против нового учения восстали константинопольский патриарх и 
папа Лев I Великий. По настоянию Диоскора император собрал в 449 году собор в 
Эфесе, получивший в истории название Разбойничьего собора. На нем 
александрийская партия монофизитов во главе с Диоскором, председателем собора, 
путем насильственных мер по отношению к несогласным с ними участникам собора, 
признала учение Евтихия, т.е. монофизитство, правоверным и осудила противников 
этого учения. Император утвердил постановления собора и признал его Вселенским. 
Конечно, это решение не дало церкви мира. В момент сильных церковных смут 
Феодосий умер, оставив решение столь важного в последующей истории Византии 
вопроса о монофизитстве своему преемнику.
      Помимо событий бурной и чреватой своими последствиями церковной жизни 
эпоха Феодосия II интересна также и другими важными явлениями во внутренней 
жизни империи.
      Высшая школа в Константинополе.  Для культурного процветания Византии из 
эпохи Феодосия Младшего имеют крупное значение основание высшей школы в 
Константинополе и издание Феодосиева кодекса.
      До V века одним из главных центров преподавания языческих наук в Римской 
империи были Афины, где находилась знаменитая философская школа. Туда отовсюду 
собирались софисты, т.е. греческие учителя риторики и философии, из которых 
одни желали блеснуть своими знаниями и ораторским искусством, другие надеялись 
хорошо устроиться в качестве профессоровучителей. Последние частью получали 
жалованье из императорской казны, частью из сумм того или другого города. 
Частные уроки и лекции также оплачивались в Афинах лучше, чем в других городах. 
Торжество христианства в конце IV века нанесло сильный удар значению афинской 
школы. Кроме того, умственная жизнь в Афинах была нарушена в самом конце того 
же IV века тем, что Греция подверглась опустошению от вторгнувшихся туда под 
предводительством Алариха вестготов. После их удаления афинская школа опустела; 
философов стало мало. Еще более сильный удар афинской языческой школе был 
нанесен основанием при Феодосии II высшей христианской школы, или университета, 
в Константинополе.
      Когда Константинополь стал столицей империи, многие риторы и философы 
прибыли в новую столицу, так что даже и до Феодосия II какойто вид высшей 
школы мог там существовать. Преподаватели и ученые приглашались в 
Константинополь из Африки, Сирии и других мест. Св. Иероним заметил в своей 
хронике: «Еванфий, наиболее ученый грамматик, умер в Константинополе и на его 
место пригласили из Афин Харисия»213. Вот почему современный исследователь 
высших школ в Константинополе в Средние века говорит, что при Феодосии II 
высшая школа была не основана, а реорганизована214.
      В 425 году Феодосий II издал указ об основании высшей школы215. 
Профессоров было 31; они преподавали грамматику, риторику, законоведение и 
философию. Преподавание велось частью на латинском языке, частью на греческом.
      Указ говорил о трех риторах (oratores) и десяти грамматиках, знатоках 
латинского языка, и о пяти риторах, или софистах, (sofistae) и десяти 
грамматиках, знатоках греческого языка; кроме того, указ предусматривал одного 
специалистафилософа и двух юристов. Хотя государственным языком оставался все 
еще язык латинский, тем не менее учреждение кафедр с греческим языком указывает 
на то, что сам император начинал признавать в новой столице права и за этим 
языком, который в восточной половине империи был, конечно, более понятен, чем 
латинский. Нелишне отметить, что риторов с греческим языком было в высшей школе 
пять, а риторов с латинским языком всего три. Для новой высшей школы, которую 
ученые иногда называют университетом, было отведено особое здание с обширными 
залами для аудиторий, где читали лекции. Профессора не имели права обучать 
коголиб
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 229
 <<-