|
у себя на дому, но все свое внимание и время должны были посвящать
преподаванию в здании высшей школы. Профессора пользовались определенным
содержанием из государственных средств и могли дослужиться до очень высоких
чинов. Новый христианский центр просвещения в Константинополе явился опасным
соперником для Афинской языческой школы, которая приходила во все больший
упадок. В последующей истории Византии высшая школа Феодосия II явится тем
очагом, около которого будут объединяться лучшие умственные силы империи.
Codex Theodosianus. Ко времени Феодосия II относится также древнейший
дошедший до нас сборник указов римских императоров. Уже давно чувствовалась
настоятельная необходимость в подобном сборнике, так как многочисленные указы,
не собранные воедино, забывались и терялись, что вносило большую путаницу в
дела и затрудняло юристов. До Феодосия II известны два сборника указов. Codex
Gregorianus и Codex Hermogenianus, названные так, вероятно, по именам своих
неизвестных нам составителей, Григория и Гермогена. Первый сборник относился к
эпохе Диоклетиана и содержал указы, вероятно, со времени Адриана до Диоклетиана.
Второй сборник был составлен при его преемниках в IV веке и содержал указы от
конца III до шестидесятых годов IV века. Оба эти сборника до нас не дошли и
известны лишь по незначительным сохранившимся отрывкам.
Феодосий II также решил издать, по образцу двух предшествовавших
сборников, сборник указов христианских императоров, начиная с Константина
Великого до его времени. Созванная императором комиссия после восьмилетней
работы издала так называемый Codex Theodosianus. Язык его был латинский. В 438
году Codex Theodosianus был опубликован на Востоке; но вскоре же он был введен
и в западной половине империи. Кодекс Феодосия распадается на 16 книг, которые
подразделяются на известное число глав (tituli). Каждая книга охватывает
какуюлибо сторону государственной жизни, например: вопрос о должностях, о
военном деле, о религиозной жизни и т.д. В главах указы распределены в
хронологическом порядке. Появившиеся после издания кодекса указы стали называть
новеллами (leges novellae)216.
Кодекс Феодосия имеет в истории крупное значение. Прежде всего он
является драгоценнейшим источником вообще для внутренней истории IV и V веков.
Кроме того, охватывая эпоху, когда христианство сделалось государственной
религией, законодательный сборник Феодосия как бы подводит итоги тому, что
новая религия сделала в области права, какие изменения она внесла в юридические
отношения. Далее, кодекс Феодосия, вместе с предыдущими сборниками, послужил
солидным основанием для последующего законодательного дела Юстиниана. Наконец,
будучи введен и на западе в период передвижения германских племен, он вместе с
двумя более ранними кодексами, позднейшими новеллами и некоторыми другими
юридическими памятниками императорского Рима, например институциями Гая, оказал
большое влияние, прямое и косвенное, на варварское законодательство. Известный
«Римский закон вестготов» (Lex Romana Visigothorum), предназначавшийся для
римских подданных Вестготского королевства, представляет собой не что иное, как
сокращение Феодосиева кодекса и других вышеотмеченных источников; поэтому этот
закон называется «Бревиарием Алариха» (Breviarium Alaricianum), т.е.
«Сокращением», изданным при вестготском короле Аларихе II в начале VI века. Это
пример прямого влияния Феодосиева кодекса на варварское законодательство. Но
еще более частым является его косвенное влияние через упомянутый вестготский
сборник. Когда в период раннего средневековья на западе ссылались на римский
закон, то имели в виду почти всегда «Римский закон вестготов», а не настоящий
Феодосиев кодекс. Последний, таким образом, влиял на законодательство Западной
Европы в раннее средневековье, включая и каролингскую эпоху, через посредство
«Бревиария Алариха», сделавшегося главным источником римского права на западе.
Отсюда видно, что римское право в то время оказывало влияние на Западную Европу
не через посредство кодекса Юстиниана, который распространился на западе лишь с
XII века. Об этом иногда забывают, и даже такой выдающийся историк, как француз
Фюстель де Куланж, утверждал, будто бы «наукой доказано, что Юстиниановы
законодательные сборники сохраняли силу в Галлии до глубины Средних веков»217.
Влияние Codex Theodosianus шло еще дальше, ибо «Бревиарий Алариха»,
очевидно, сыграл определенную роль в истории Болгарии. Во всяком случае, таково
мнение знаменитого хорватского ученого Богишича, аргументы которого были
позднее развиты и подтверждены болгарским исследователем Бобчевым218. Согласно
их точке зрения, «Бревиарий Алариха» был послан папой Николаем I болгарскому
царю Борису I после того, как он обратился в 866 году к папе с просьбой послать
ему «светские законы» (leges mundane). В ответ на эту просьбу папа в своем
«Ответе на запрос болгар» (Responsa рарае Nicolai ad consulta Bulgarorum)
объявил, что посылает им внушающие уважение римские законы (venerandae
Romanorum leges). Это, как считают Богишич и Бобчев, и был «Бревиарий Алариха».
Даже если это и так, значение этого Кодекса для жизни древних болгар не следует
преувеличивать, ибо всего через несколько лет Борис порвал с римской курией и
стал искать сближения с Константинополем. Однако простой факт того, что папа
послал «Бревиарий», мог означать его немалое значение в европейской жизни IX
века. Все эти обстоятельства ясно показывают, как велико и широко
распространено было влияние и значение «Кодекса Феодосия»219.
Стены Константинополя
К числу очень важных событий из времени Феодосия II надо, безусловно,
отнести сооружение константинопольских стен. Уже Константин Великий окружил
новую столицу стеной как с суши, так и с моря. Ко времени Феодосия II город
разросся далеко за пределы Константиновой сухопутной стены. Необходимо было
принять новые меры к защите города от нападения врагов. Пример Рима
|
|