|
ся всегда одним из прекраснейших нравственных примеров,
какие только может созерцать человечество. «Он был безжалостен ко греху и
исполнен милосердия к грешнику»206. Аркадий умер в 408 году, когда его жена
Евдоксия уже скончалась, а его сыну и преемнику Феодосию было только семь лет.
Феодосий II Малый, или Младший (408–450)
По свидетельству некоторых источников, Аркадий в своем завещании назначил
своему малолетнему преемнику Феодосию в качестве опекуна персидского царя
Йездигерда, из боязни, как бы константинопольские придворные не лишили Феодосия
престола. Персидский царь свято соблюдал возложенную на него Аркадием
обязанность и при помощи своего уполномоченного оберегал Феодосия от происков
окружавших его лиц. Многие из ученых отвергают достоверность этого рассказа; но
другие находят, что в нем нет ничего неправдоподобного207.
Гармоничные отношения между двумя империями объясняют непривычно
благоприятный статус христианства в Персии во время царствования Йездигерда I.
Персидская традиция, которая отражает умонастроение магов и знати, называет
Йездигерда «отступником», «безнравственным» (the Wicked), другом Рима и
христиан и преследователем магов. Христианские же источники восхваляют его за
доброту, мягкость и иногда даже заявляют, что он был готов обратиться в
христианство. На деле же, конечно, Йездигерд I, подобно Константину Великому,
оценил, сколь велико значение христианского элемента в его империи для его
собственных политических планов. В 409 г. он официально гарантировал христианам
открыто отправлять культ и восстанавливать церкви. Некоторые историки называют
этот декрет Миланским эдиктом для сирийской церкви208.
В 410 году собрался собор в Селевкии, на котором и была организована
христианская церковь в Персии. Епископ Селевкии Ктесифона был избран главой
церкви. Он получил титул «католикоса» и имел резиденцию в столице персидской
империи. Члены совета сделали следующее заявление: «Мы все единодушно умоляем
нашего Милостивого Бога, чтобы Он продлил дни победоносного и знаменитого царя
Йездигерда, Царя Царей, и чтобы его годы были продолжены на поколения поколений
и на годы годов»209. Христиане не пользовались полной свободой долгое время.
Преследования возобновились в последние годы царствования Йездигерда.
Не обладая государственными талантами и мало интересуясь делами правления,
Феодосий в течение своего долгого царствования стоял почти в стороне от них;
он имел склонность к уединенной жизни, живя во дворце как в монастыре, и
посвящал много времени каллиграфии, переписывая своим красивым почерком древние
рукописи210. Но Феодосия окружали талантливые и энергичные люди, которые немало
способствовали тому, что время его правления ознаменовано важными событиями во
внутренней жизни государства. Поэтому современная наука перестает смотреть на
Феодосия, как на человека безвольного и бесталанного. Особенным влиянием
пользовалась в течение всей жизни Феодосия его благочестивая и не лишенная
государственного ума сестра Пульхерия. Благодаря последней Феодосий женился на
дочери афинского философа Афинаиде, названной во святом крещении Евдокией.
Получив в Афинах прекрасное образование и обладая литературным талантом, она
написала несколько дошедших до нас сочинений, в которых, помимо религиозных
сюжетов, нашли отражение и современные политические события.
При Феодосии восточная половина империи во внешних отношениях не
переживала тяжелых потрясений, подобных тем, которые пришлось переживать в ту
эпоху западной половине в связи с германскими передвижениями. Вестготский вождь
Аларих взял Рим, прежнюю столицу римского языческого государства, и это событие
произвело на современников потрясающее впечатление. В Западной Европе и
Северной Африке образовались на римской территории первые варварские
государства. В восточной же части империи Феодосию пришлось столкнуться с
дикими гуннами, нападавшими на византийские пределы и в своих опустошительных
набегах доходившими до стен Константинополя. Император должен был уплатить им
большую сумму денег и уступить землю на юг от Дуная. Установившиеся после этого
мирные отношения с гуннами повели к отправлению к ним в Паннонию посольства во
главе с Приском, который составил в высшей степени интересное описание как
двора Аттилы, так и нравов и обычаев гуннов. Описание это получает совершенно
исключительный для нас интерес, так как, по всей вероятности, гунны на среднем
Дунае подчинили себе живших там славян; поэтому многие черты в описании Приска
должны относиться к славянским племенам211.
Богословские споры и третий Вселенский собор
Первые два вселенских собора окончательно решили вопрос о том, что Иисус
Христос есть Бог и вместе с тем человек. Но последнее решение далеко не
удовлетворило пытливые богословские умы, которые стали заниматься вопросом о
способе соединения в Иисусе Христе двух природ и о взаимном их отношении. Из
Антиохии еще в конце IV века вышло учение о том, что полного слияния обеих
природ в Иисусе Христе не было; в своем дальнейшем развитии это учение
доказывало полную самостоятельность человеческой природы в Иисусе Христе, как
до соединения, так и после соединения ее с природой Божественной. Пока это
учение не выходило за пределы ограниченного круга лиц, оно не вызывало в церкви
больших смут. Но со времени появления на константинопольской патриаршей кафедре
убежденного сторонника этого учения, антиохийского пресвитера Нестория,
обстоятельства изменились: последний сделал антиохийское учение общецерковным.
Новый патриарх, знаменитый своим красноречием, сразу же после посвящения
обратился с такими словами к императору: «Дай мне, государь, очищенную от
еретиков землю, и я за это дам тебе небо; помоги истребить мне еретиков, и я
помогу тебе истребить персов»212. Под еретиками Несторий разумел всех тех, кто
не разделял его
|
|