|
ть свое, местное войско и
после этого превратить варваров в земледельцев, а если бы они этого не пожелали,
очистить них территорию римского государства, удалив их за Дунай, т.е. туда,
откуда они пришли.
Наиболее влиятельный начальник войска в империи, вышеупомянутый гот Гайна,
не мог спокойно сносить исключительного влияния временщика Евтропия, и удобный
случай действовать скоро представился. В это время готы, поселенные еще
Феодосием Великим в малоазиатской области Фригии, подняли восстание под
предводительством своего вождя Трибигильда и разоряли страну. Отправленный
против бунтовщика Гайна оказался его тайным союзником. Подав друг другу руки и
намеренно допустив поражение высланных против Трибигильда императорских отрядов,
они сделались господами положения и заявили императору требование об удалении
и выдаче им Евтропия. Против последнего была также очень раздражена супруга
Аркадия Евдоксия и партия Аврелиана. Поставленный в безвыходное положение
благодаря германским успехам, Аркадий должен был уступить: он отправил Евтропия
в ссылку (399 г.). Но это не удовлетворило торжествовавших готов, которые
принудили императора вернуть Евтропия в столицу, предать суду и казнить. После
этого Гайна потребовал у императора уступки арианамготам одного из столичных
храмов для отправления в нем арианского богослужения. Но этому решительно
воспротивился константинопольский епископ Иоанн Златоуст, и Гайна, зная, что на
стороне последнего стояла не только вся столица, но и большая часть населения
империи, более не настаивал на своем требовании.
Обосновавшись в столице, готы стали полными распорядителями судеб
государства. Аркадий и столичное население понимали весь ужас положения. Однако
Гайна, несмотря на все успехи, не смог удержаться в Константинополе. Во время
отсутствия его в столице там вспыхнуло восстание; многие готы были перебиты.
Гайна не смог вернуться в столицу. Воспрянувший духом Аркадий отправил против
него верного язычникагота Фравитту, который разбил Гайну во время попытки
последнего переправиться в Малую Азию. Гайна бежал во Фракию, где попал в плен
к гуннскому вождю, который, отрубив ему голову, послал ее в виде подарка
Аркадию. Таким образом, грозная германская опасность была устранена благодаря
германцу же язычнику Фравитте, удостоенному за эту великую услугу консульского
звания. Готский вопрос в начале V века был решен в пользу правительства.
Позднейшие попытки готов возвратить утраченное влияние уже не имели большого
значения.
Иоанн Златоуст
На фоне германских осложнений выступает выдающаяся личность
константинопольского патриарха Иоанна Златоуста203. Будучи родом из Антиохии и
учеником знаменитого ритора Либания, Иоанн, готовившийся к светской карьере,
отказался от нее и, приняв крещение, отдался всей душой проповеднической
деятельности в родной Антиохии, где он был пресвитером. Временщик Евтропий,
после смерти патриарха Нектария, остановил свой выбор на знаменитом уже
антиохийском проповеднике Иоанне, который и был тайно увезен в столицу из
боязни, чтобы антиохийское население, очень любившее своего проповедника, не
воспротивилось его отъезду. Несмотря на происки Феофила, епископа
Александрийского, Иоанн был посвящен в епископы, и ему вверена была столичная
кафедра (398 г.). Столица получила в его лице замечательного, бесстрашного
оратора и одного из тех убежденных людей, у которых принципы не расходились с
делом. Проповедник строгой нравственности и противник излишней роскоши, не
отступавший от своего никейского мировоззрения, Иоанн встретил среди своей
паствы немало врагов. Среди последних находилась императрица Евдоксия, любившая
роскошь и удовольствия, которую он в своих публичных проповедях осыпал упреками,
а в одной из них, подлинность которой некоторыми учеными, без больших
оснований, оспаривается, сравнивал с Иезавелью и Иродиадой204. Твердой политики
он держался по отношению к арианамготам, которые, как уже было сказано выше, в
лице Гайны требовали уступки им для совершения арианского богослужения одной из
столичных церквей. Иоанн отказал в просьбе, и готы примирились с этим и
продолжали довольствоваться отведенной им церковью за городскими стенами. Но к
меньшинству готов, которые были православными, Иоанн относился очень
внимательно, он отвел им церковь в городе, часто бывал в ней и через
переводчика вел с ними беседы.
Твердая религиозность, нежелание делать уступки и суровое обличительное
слово Иоанна создали ему много врагов. Аркадий подчинился этому течению и
открыто высказался против патриарха, который удалился в Малую Азию. Происшедшее
народное волнение в столице изза удаления любимого пастыря заставило
императора вернуть его обратно. Но мир между правительством и патриархом
продолжался недолго. Освящение статуи императрицы дало повод к новому горячему
выступлению Иоанна. Он был объявлен лишенным сана, и его последователи,
иоанниты, подвергались преследованиям. Наконец, в 404 году Иоанн был отправлен
в ссылку в каппадокийский город Кукуз, куда он прибыл после длинного, тяжелого
путешествия. Это было, по словам Иоанна, «самое пустынное место всего
государства»205. Через три года пришло распоряжение о новой ссылке Иоанна на
далекое восточное побережье Черного моря, по пути куда он в 407 году и умер.
Так закончил свою жизнь один из наиболее выдающихся представителей восточной
церкви раннего средневековья. Заступничество папы и западного императора
Гонория перед Аркадием за преследуемых Иоанна и иоаннитов не увенчалось успехом.
Иоанн оставил после себя богатое литературное наследство, которое рисует
яркую картину общественной и религиозной жизни той эпохи, не убоявшийся открыто
выступить против арианских притязаний всесильного Гайны, отстаивавший с
убежденным упорством идеалы апостольской церкви. Иоанн Златоуст, по выражению
одного писателя, остане
|
|