|
тиан было более 10% в массе населения, будет
рискованным»90. В настоящее время меньшинство христиан в Империи при
Константине признано почти всеми. Если же это так, то политическая теория в ее
чистом виде относительно Константина и христианства должна отпасть. Политик не
мог строить свои обширные планы, опираясь на 1/10 населения, которая, как
известно, даже не вмешивалась в политику.
В представлении французского историка Дюрюи (Duruy), автора «Истории
римлян», находившегося под некоторым влиянием Буркхардта, появляется при оценке
деятельности Константина и религиозная сторона в виде «честного и спокойного
деизма, который образовывал его религию». По словам Дюрюи, Константин «рано
понял, что христианство по своему основному учению соответствовало его
собственной вере в единого Бога»91. Но несмотря на это, политика у Константина
играла преобладающую роль. «Подобно Бонапарту, старавшемуся примирить церковь и
революцию, – пишет Дюрюи, – Константин задался целью заставить жить в мире,
один рядом с другим, старый и новый режим, благоприятствуя, однако, последнему.
Он понял, в какую сторону шел мир, и помогал этому движению, не ускоряя его.
Слава этого государя заключается в том, что он оправдал название, которое
начертал на своей триумфальной арке: quietis custos (страж покоя)… Мы
попытались, – кончает Дюрюи, – проникнуть до глубины души Константина и нашли в
ней скорее политику, чем религию»92. В другом месте, разбирая значение Евсевия
как историка Константина, Дюрюи замечает: «Константин Евсевия видел часто,
между небом и землей, вещи, которые никто никогда не замечал»93.
Следует отметить две из большого количества публикаций, которые появились
в 1913 году в связи с празднованием тысячешестисотлетия так называемого
Миланского эдикта. Это «Kaiser Konstantin und die christliche Kirche»,
написанная Э. Шварцем (E. Schawrtz), и «Gesammelte Studien», изданные Ф.
Дёльгером. Э. Шварц утверждал, что Константин «с дьявольской проницацельностью
опытного политика реализовал важность, каковую имел союз с церковью для
создания всемирной (unversal) монархии, которую он собирался построить, и он
имел смелость и энергию создать такой союз вопреки всем традициям цезаризма»94.
Э. Кребс (Е. Krebs) в рамках «Gesammelte Studien», изданных Дёльгером, писал,
что все шаги Константина к христианству были всего лишь вторичными причинами
ускорения победы церкви; основная же причина заключалась в сверхъестественной
силе самого христианства95.
Мнения исследователей в этом вопросе очень различаются. П. Баттифоль
защищал искренность обращения Константина96, а сравнительно недавно Ж. Морис,
хорошо известный исследователь нумизматики времени Константина, попытался
материализовать элемент чудесного в его обращении97. Г. Буасье отмечал, что для
Константина как для государственного деятеля отдать самого себя руки христиан,
которые были меньшинством в империи, было рискованным экспериментом; поэтому,
раз он не изменил свою веру по политическим причинам, необходимо допустить, что
он сделал это по убеждению98. Ф. Лот99 склонялся к тому, чтобы принять
искренность обращения Константина. Э. Штайн100 выдвигал политические мотивы.
«Величайшее значение религиозной потики Константина, – говорил он, –
заключалось во введении христианской церкви в структуру государства». Он
утверждал также, что Константин находился в некоторой степени под влиянием
государственной религии зороастризма в Персии. А. Грегуар писал, что политика
всегда первенствует над религией, особенно внешняя политика101. А. Пиганьоль
говорил, что Константин был христианином, не зная этого102.
Конечно, обращение Константина, обычно связываемое с его победой над
Максенцием в 312 году, не должно рассматриваться как его истинное обращение в
христианство. На самом деле он принял религию в год смерти. В течение всего
своего правления он оставался «pontifex maximus»; воскресный день он иначе не
называл, как «день солнца» (dies solis); а под «непобедимым солнцем» (sol
invictus) обычно разумели тогда персидского бога Митру, культ которого
пользовался громадным распространением на всем протяжении империи, как на
Востоке, так и на Западе, и временами являлся серьезным соперником христианству.
Известно, что Константин был сторонником культа солнца; но какое божество в
частности почитал он под этим названием, в точности не известно; может быть,
это был Аполлон. Ж. Морис заметил, что эта солярная религия обеспечила ему
огромную популярность во всей Империи103.
Недавно некоторые историки предприняли интересную попытку представить
Константина более как продолжателя и исполнителя политики других, чем
единственного поборника христианства. Согласно А. Грегуару, Лициний еще до
Константина начал политику терпимости к христианству. Шенебек, немецкий историк,
оспаривал мнение Грегуара. Он рассматривал Максенция как поборника
христианства в своей части Империи, а также в качестве того, кто создал
Константину модель для подражания104.
Нельзя совершенно оставлять без внимания и его политические планы;
последние также должны были сыграть роль в его отношениях к христианству,
которое во многом могло ему помочь. Но, во всяком случае, не политические планы
явились причиной обращения Константина; последний обратился к христианству в
силу внутреннего убеждения, возникшего и окрепшего не под влиянием политики. В
томто и заключается гениальность Константина, что он, сам искренне сочувствуя
христианству, понял, что в будущем оно будет главным объединяющим элементом
разноплеменной Империи. «Он хотел, – как пишет кн. Е. Трубецкой, – скрепить
единое государство посредством единой церкви»105.
Обращение Константина связывается с известным рассказом о явлении на небе
креста во время борьбы Константина с Максенцием, т.е. для объяснения причин
обращения вводится элемент чуда. Однако источники об этом вызывают большие
несогласия. Древнейшее свидетельство о чудесном знамении принадлежит
христианскому современнику Константина Лактанцию, который в своем сочинении «О
смерти гонителей
|
|