|
влемиям определенное количество золота с условием, чтобы они никогда больше не
грабили римских земель. (33) Хотя они получают эти деньги и поныне, тем не
менее они совершают набеги на тамошние места. Ибо нет никакого иного средства
заставить любых варваров хранить верность римлянам, кроме страха перед военной
силой. (34) Тот же автократор, найдя на реке Ниле недалеко от города Элефантины
некий остров, построил на нем очень сильную крепость и учредил здесь храмы и
жертвенники, общие для римлян и этих варваров, и поселил в этом укреплении
священнослужителей от тех и других, полагая, что дружба их станет прочнее
благодаря совместному выполнению священных для них обрядов. (35) Поэтому и
место это он назвал Филами 137. Оба эти племени, влемии и новаты, признают всех
чтимых эллинами богов, а также поклоняются Исиде и Осирису, и в той же мере
Приапу. (36) У влемиев есть обычай приносить в жертву солнцу и людей. Этими
храмами в Филах варвары владели и до моего времени, но василевс Юстиниан решил
их уничтожить. (37) Тогда Нарсес, родом из Персоармении, о котором я раньше
говорил, что он добровольно перешел на сторону римлян, являясь командующим
войсками в этой стране, храмы уничтожил, как ему было приказано василевсом,
священнослужителей взял под стражу, а статуи отправил в Визaнтии. Я же
возвращаюсь к прежнему повествованию.
XX. Примерно в то же время, когда началась эта война, царь эфиопов Еллисфей 158,
христианин и очень преданный своей вере, узнав, что живущие на противоположном
материке омириты (многие из них иудеи, а многие придерживаются древней веры,
которую теперь называют эллинской) обращаются с тамошними христианами с
непомерной злобой, собрав флот и войско, пошел на них войной и, победив их в
битве, убил царя и многих омиритов. Посадив тут же другого царя, христианина,
родом омирита, по имени Есимифей 159, и повелев ему ежегодно платить эфиопам
определенную дань, вернулся домой. (2) Но многие из рабов эфиопского войска и
те, которые были привержены к злу, никак не хотели следовать за царем, но
отстав от него, остались здесь, очаровавшись страной: ибо она исключительно
плодородна. (3) Немного времени спустя эта толпа людей, соединившись с
некоторыми другими, восстала против царя Есимифея, заключила его в одну из
имеющихся там крепостей, а над омиритами поставила другого царя, по имени
Авраам. (4) Этот Авраам 160, правда, был христианином, но сам он являлся рабом
одного римлянина, занимавшегося морским промыслом в эфиопском городе Адулисе.
(5) Узнав об этом. Еллисфей решил отомстить Аврааму и его сообщникам за обиду,
причиненную ими Есимифею; он собрал войско в три тысячи человек, и, поставив
над ним одного из своих родственников, послал против мятежников. (6) Но это
войско не захотело возвращаться домой, решив остаться здесь, в этой прекрасной
стране. Тайно от своего военачальника они вошли в переговоры с Авраамом и,
выстроившись для битвы с противниками, они, как только началось сражение, убив
своего вождя, объединились с войском врагов и остались там. (7) Охваченный
сильным гневом, Еллисфей послал против них еще одно войско, которое вступило в
сражение с войском Авраама, понесло в битве решительное поражение и спешно
возвратилось домой. Почувствовав страх, царь эфиопов больше уже не ходил войной
на Авраама. (8) Когда же Еллисфей умер, то Авраам согласился платить дань тому,
кто занял престол эфиопов после него, и этим укрепил свою власть. Но это все
случилось позднее.
(9) Тогда же, когда над эфиопами царствовал еще Еллисфей, а над омиритами
Есимифей, василевс Юстиниан отправил к ним послом Юлиана 161 и просил их обоих
как единоверцев помочь римлянам против воевавших с ними персов; он предложил,
чтобы эфиопы покупали шелк, доставляемый из Индии, и продавали бы его римлянам;
таким образом, они получали бы большие деньги, а римлянам дали бы только ту
выгоду, что им не пришлось бы передавать врагам [персам] собственные свои
богатства. Это тот самый шелк, из которого обыкновенно выделывают одежды, в
древности эллины называли их мидийскими, теперь же называют сирийскими. От
омиритов же Юстиниан требовал, чтобы они поставили филархом бежавшего из их
страны Кайса 162 и сами омириты и сарацины-маддины с большим войском вторглись
бы в земли персов. (10) Этот Кайс был из рода филархов и исключительно
талантлив в военном деле; убив одного из родственников Есимифея, он бежал в
страну совершенно пустынную. (11) Еллисфей и Есимифей, оба обещали исполнить
просьбу василевса и с этим отослали посла обратно, но ни тот, ни другой не
сделали того, на что согласились. (12) Эфиопам покупать шелк у индов было
невозможно, так как персидские купцы, населяя соседнюю с индами страну, всегда
оказываются у тех самых пристаней, куда индийские корабли причаливают прежде
всего, и обычно покупают у них все грузы; а омиритам показалось трудным
совершить многодневный путь по пустынной стране и затем напасть на людей,
намного более воинственных, чем они сами. (13) И впоследствии, когда Авраам уже
прочно укрепил свою власть, он много раз обещал василевсу Юстиниану напасть на
персидскую землю; но один только раз начав поход, он тотчас же вернулся назад.
Так обстояли у римлян дела с эфиопами и омиритами.
XXI. Как только произошло сражение у Евфрата, к Каваду в качестве посла прибыл
Гермоген, но не достиг никакого результата в деле заключения мира, из-за чего
собственно он и прибыл, так как он застал Кавада еще раздраженным против римлян.
Поэтому он удалился без всякого успеха. (2) Велисарий же был вызван василевсом
в Визaiтий 163: с него было снято командование восточными войсками с тем, чтобы
он выступил с войском против вандалов. (3) Для охраны восточных пределов по
воле василевса отправился туда Сита. (4) Вновь большое войско персов под
командованием ханаранга, Аспеведа и Мермероя вторглось в Месопотамию. (5)
|
|