|
узнаны; на этом основана наука прогностики, а прогностика – лишь
часть мантики, более близкая нашему пониманию, но ничуть не более достоверная:
вся разница лишь в степени. Посидоний был на пути если не истинном, то очень
серьезном, выводя ведовство из незримой, доступной только сознанию очень чуткой
души сцепленности явлений; и он мог бы сказать, подобно Метерлинку: никто не
знает, где кончается душа.
Объективная возможность ведовства дана именно в этой сцепленности явлений; но
субъективная? Кто распознает крепкие, но незримые узы, более незримые, чем те,
которыми в свое время Гефест сковал свою неласковую мать Геру? Мы на это уже
намекнули: душа. Душа – сродни божеству, будучи также и сама соткана из того
самого эфирного огня, который был материей божества. Правда, ее зоркость
затуманена ее погружением в грубую материю тела; но и эта затуманенность
различна у различных людей, различна в различные моменты жизни одного и того же
человека. Есть люди, обладающие от природы необыкновенною чуткостью души: мы
называем их пророками. Но и у других она проявляется в зависимости от
ослабления телесных уз: во сне, в экстазе, перед смертью. Все это – состояния,
обусловливающие естественное ведовство: человек в них непосредственно, в силу
божественности природы своей души, чует незримые узы всемирной симпатии. Но
независимо от этого естественного ведовства существует и искусственное,
существует ведовская наука, основанная на многовековом наблюдении. И здесь мы
имеем в основе всемирную симпатию. Перемена в одной, непосредственно важной для
нас сфере явлений, сопровождается переменой также в другой, переменой для нас
неважной, но зато видимой: по этой мы заключаем о той. Это искусственное
ведовство, таким образом, ближе всего к прогностике; отличается оно от нее еще
большей неуловимостью сцепления. Связь между завтрашней погодой и сегодняшним
поведением вороны для нас неясна, но представима; связь между рисунком печени
принесенного мною в жертву животного и предстоящей смертью моего брата и неясна,
и непредставима. Но что же из этого следует при ограниченности нашего
представления вообще? Разве представима связь между соком чемерицы и состоянием
душевнобольного? И все-таки мы предписываем его ему, руководимые исключительно
опытом. Очень вероятно, что принципы и деятельность врачей эмпирической школы
не остались без влияния на эту часть учения Посидония: они помогли ему успешно
отразить нападки Клитомаха и средней Академии, направленные против стоического
учения о ведовстве. Успешно – до поры до времени, по крайней мере. Те нападки
были увековечены в сочинении Цицерона "о ведовстве" и через него перенесены в
новые времена, в эпоху Просвещения, во Францию Вольтера и Дидро, которые со
своей точки зрения пересмотрели весь вопрос о ведовстве и его основаниях.
Итак, мантика есть – ну что ж, для Греции это не новое слово. Она всегда ее
признавала; ее сыны с незапамятных времен отправлялись в Дельфы к своему вещему
богу, чтобы от него узнать угрожающее им в будущем. Только узнать? Нет,
конечно: узнать и, милостью богов, предотвратить. Поприще прорицателя по Солону
– одно из почтенных поприщ в человеческой жизни:
Этого Феб-Аполлон нам вещателем мудрым поставил:
Издали взором своим грозный он рок узнает.
Узнает для чего? Конечно, не для того, чтобы пригласить нас "согласиться" с ним.
Напротив, он предостерегает нас: "не плыви – потерпишь крушение". И я остаюсь
на суше и спасен. Пока перед нами ласковая предостерегающая мантика. Рок
Посидония не таков, и его мантика иная. Разницу прекрасно выразил Валленштейн у
Шиллера:
Да, есть такие голоса, не спорю:
Назвать "остерегающими" их,
Однако, не решился б я: они ведь
Лишь неизбежность возвещают нам.
Это именно те, которые слышит пророк Посидония и в глубине своей чуткой души и
в немых приметах своего веками испытанного искусства.
Вернее, своих искусств: их ведь много, и Посидоний с уважением относится ко
всем. Толкование снов, толкование жертвенных знаков, толкование полета птиц –
все это старо, много раз и безуспешно осмеяно. Но вот, что ново, что действует
на нас всей силой своей новизны, подавляя нас в то же время своим тысячелетним
опытом: астрология! Для нее не прошли даром те два столетия, которые она,
будучи Беросом перенесена в Грецию, провела в ближайшем соседстве с греческой
наукой: она сама стала наукой, выработала свои методы, нашла свое философское
основание, заняла свое прочное место среди ведовских наук. Нападки и насмешки
средней Академии, пренебрежение подлинной астрономии тоже пошли ей впрок;
будучи вынуждена защищаться, она стала еще неуязвимее. Теперь она празднует
свой первый, великий триумф: философия в лице Посидония принимает ее в свою
систему. Отныне астрология – наука среди наук, пока равноправная, вскоре
центральная; мало того, она – первая среди телохранительниц рока. Нигде его
властная запись не действует на нас с такой подавляющей силой, как на этой
огненной скрижали небес; нигде, равным образом, его неотвратимость не
становится так ясной для самого неученого человека. Уйти от Рока? Да, как же!
Попробуйте сдвинуть одну из планет, соединивших свои аспекты в вашем гороскопе!
Да, астрология – это наглядное доказательство неотвратимости рока. С тех пор,
как наша личность, в момент ее рождения – или, по иным, в момент ее зачатия,
получила от "влияющих" звезд свою неизгладимую астральную печать, она в силу
этой печати измеряет обставленный предопределенными вехами путь своей жизни, не
будучи в состоянии сдвинуть ни одной потугами своей мнимо-свободной воли. Таков
был знак, под которым, благодаря Посидонию, человечество начало свою новую
жизнь под сенью римской империи. Счастлив, кто мог, веруя, не мыслить; счастлив,
пожалуй, и тот, кто веруя и мысля, мог принять рок, "согласиться" с ним. Но
|
|