|
м
положительное отношение к религии вообще. Почин Посидония недолго оставался
одиноким: к середине I в. и Академия, покинув аркесилаевы пути, вернулась к
традиции своего основателя и, стало быть, к религии. Но первенствующее место
стоицизма осталось неоспоренным, и когда пересмешнику Лукиану требуется для
противопоставления атеисту человек верующий – он таковым выводит именно стоика.
Указанные обстоятельства придают личности Посидония огромный интерес, как
руководящей, прямо символической личности уходящего эллинизма; по обыкновению,
однако, нам о ней очень мало известно. Родился он около 135 г. в сирийском
городе Апамее – в атмосфере Антиохии, значит; в юном возрасте отправился в
Афины, тогдашний центр философских занятий, и стал там учеником стареющего
Панэтия. Трудно поверить, чтобы он ограничился его лекциями: чтобы опровергать
противников, надо их знать, а самым влиятельным противником Стои был
современник Панэтия, Клитомах. – За периодом учения последовал период
странствий. Посидония пленяла Александрия с ее Музеем, тогда все еще центром
математико-астрономических и естественноисторических занятий, т.е. именно тех,
которым предстояло сыграть столь важную роль в будущей научной деятельности
философа. Но он не удовольствовался лабораторной и обсерваторией наукой: его
тянуло в живой свет, в столь загадочный для эллина западный мир, к пределам
Атланта и на волны Океана. На родину он более не вернулся; знакомства с
коммерческим миром, естественно возникшие у молодого путешественника, направили
его в один из важнейших торговых и в то же время умственных центров нашей эпохи,
в Родос. Здесь таланты ценить умели; Посидоний получил не только гражданство,
вследствие чего мы и называем его Посидонием Родосским, – но и столь почетное
положение, что по прошествии известного времени его можно было избрать пританом,
т.е. высшим магистратом деятельной островной республики.
Началась для Посидония эпоха громкой славы. В Риме свирепствовала междоусобная
война: выбор партии, к которой наиболее безопасно было бы примкнуть, был для
окружающих Рим государств жизненным и ответственным вопросом. По такого рода
вопросу и родосцы отправили в Рим послом к Марию нашего Посидония, оказывая ему
этим величайшее доверие, какого он только мог от них ожидать. Его аудитория в
Родосе посещалась не одними только греками: он имел среди своих слушателей и
римлян, между прочим, в 78 г. и Цицерона, отправившегося именно тогда в
образовательное путешествие на Греческий Восток. А когда десятью годами позже
великий Помпей навестил остров, Посидоний принял у себя также и этого именитого
гостя. Угощением со стороны философа полагалась лекция на философскую тему.
Посидоний как раз тогда страдал от подагры; он избрал подходящую тему из
области стоического героизма: "что (телесная) боль не есть зло". Иногда его
мучили приступы коварной болезни; он с улыбкой говорил: "Ты трудишься
понапрасну, боль: я все-таки не признаю тебя злом". У Цицерона он, как
оказалось впоследствии, оставил даже чересчур хорошую память: когда консулару
по политическим соображениям показалось желательным, чтобы его консулат с
подавлением заговора Катилины и торжеством над роком был достойным образом
описан по-гречески, – он обратился с этим желанием к философу рока и
историку-мистику Посидонию. Но последнему, по причинам, о которых он предпочел
не распространяться, не угодно было взять на себя такую деликатную задачу: его
учтивый отказ его знаменитому ученику в 59 г. – последнее, что мы о нем слышим.
Он умер 84 лет к концу того десятилетия.
Его литературная деятельность была так же разнообразна, как и его жизнь. К
религиозной философии относятся его сочинения: 1) о богах, 2) о героях и
демонах, 3) о роке, 4) о ведовстве, 5) о душе. Но чтобы получить понятие об
объеме его знания, следует помнить, что тот же человек в своих сочинениях "о
физике" (не менее 5 книг) и "о мироздании" трактовал о возникновении мира; в
сочинениях "о слове" и "к Гермагору" – о риторике; "о критерии" – по теории
познания; "о страстях", "о гневе", "о добродетелях", "этика", "увещания" и "о
долге" – об этике; в сочинениях "объяснение платонова Тимея", "о небесных
явлениях", "о величине солнца" – о космологии; в сочинении "к Зенону" – о
математике; в сочинении "об Океане и его берегах" – о географии; в сочинении
"продолжение Полибия" – об истории; и в "тактике" – о военном деле. Ни одно из
этих сочинений нам не сохранилось; но ими так усердно пользовались писатели
следующих поколений, что они, тем не менее, нам достаточно известны. И то, что
нам о них известно, дает нам право сказать: как Аристотель стоит на грани между
аттическим и эллинистическим периодами, собирая в себе все лучи первого и
сообщая их второму, так и в такой же роли стоит Посидоний на грани между
эллинистическим периодом и римским. Оба отражают в себе свою эпоху; и если
литературно-научная деятельность Посидония окажется проникнутой жаждою божества
и мистических откровений, то и в этом придется признать примету времени,
которое, после долгих поисков и смелых дерзаний, склонило голову перед
неисповедимой тайной бытия.
§42
Основной догмат стоицизма обязателен также и для Посидония. Эфир-разум –
мировая душа; от него вся жизнь, вся сознательность. Единое преломляется во
многом: светила – преломления огненной души мира. Они – как бы боги второй
степени; боги третьей степени – духи, населяющие воздушное пространство (демоны,
как их называет Платон). Других богов нет; называемые же так – лишь
поэтические или политические олицетворения, созданные дл
|
|