|
мом во втором и "всеобщим законом" в
обоих. С этим убеждением можно было идти навстречу невзгодам жизни – и мы, имея
в виду эту нравственную цель также и его физики, того "мира, что вращением
землю обходит", быть может, отнесемся терпимо к нетерпимости, проявленной им
относительно того астронома, который сдвинул землю с этого почетного места
(выше §37).
Началась полуторастолетняя война между средней Академией и древней Стоей, на
первых порах между Аркесилаем и Клеанфом – между принципами, не между людьми: о
том, как благородно она велась, свидетельствует факт, что Аркесилай запретил
комическому поэту Батону доступ в свою школу за направленную против Клеанфа
насмешку и смягчил свою строгость только тогда, когда сам Клеанф за неудачника
заступился. В следующем поколении спор разгорелся еще сильнее: сам Хрисипп
выступил на арену, двинув против средней Академии все тяжелое оружие своей
учености. Щадя романтическое настроение эллинистического мира и, быть может,
отчасти ему подчиняясь, эллинские представители этой школы, Аркесилай и Карнеад,
не выносили своей полемики на улицу; сделал это Клитомах, ученик Карнеада – на
то он был карфагенянином и назывался, собственно, Аздрубалом. И именно, когда
он это сделал, его нападения потеряли уже свою актуальность: не дожидаясь их,
Стоя, в лице Панэтия Родосского, сдалась.
Божество – мировой огонь, душа вселенной; этого основного догмата стоического
пантеизма Панэтий не тронул. Не тронул и его преломлений по многости
божественных светил, реющих в эфире; но богов народной веры он отвергнул,
признав их вымыслами поэтов и законодателей: в своем идеальном государстве он
им, поэтому, места не уделяет. Душа вселенной, как ее разум, будучи разлита
повсюду, управляет ею; в этом смысле, но только в этом, можно сказать, что
вселенная управляется божьим промыслом. Будучи управляема божественным разумом,
она пребывает в наилучших условиях; в этом заключается залог ее вечности. Но
вмешательства божества в человеческие дела не бывает: ведовства Панэтий не
признает, не признает и того догмата, в котором его предшественники видели его
физическое обоснование – догмата всемирной симпатии. Метафизическим догматом,
на который опиралось учение о ведовстве, был догмат о предопределении, о роке:
и его отвергал Панэтий, признавая во всем его объеме догмат свободы
человеческой воли. Разум человеческий, отпрыск божественного, управляет его
жизнью по своим собственным ненарушимым законам; только он и может быть назван
роком человека.
Этот разум составляет часть человеческой души, отличающий ее именно своей
наличностью от души животного. Но предшественники ошибались, полагая, что эта
душа извне входит в человеческое тело: нет, она рождается вместе с ним и
поэтому не имеет самобытного существования вне его. Другими словами: Панэтий
отвергал бессмертие души.
Немного, как видит читатель, осталось от теологии Клеанфа в этом учении его
последователя: все положительные позиции были отданы, сохранено было только
пантеистическое представление об огне-разуме как мировой душе. Спешу
оговориться, что заслуга Панэтия заключалась вообще не в его физике и
метафизике, а в его этике: признав кроме высокой и недостижимой для человека
добродетели еще долг (to kathekon, officium) регулятором нашего поведения, он
поставил рядом с совершенной моралью, но ступенью ниже, мораль честных людей;
за нее ему были особенно благодарны его новые ученики – римляне. Но при всем
том его философия была философией секулярной; а так как сколько-нибудь видного
философского направления правее его (выражаясь по-нашему) тогда уже не было, то
можно сказать, что его эпоха – средина второго века до Р.X. – была эпохой
полной секуляризации греческой философии. Она завершила собою то
секуляризационное движение эллинистической эпохи, о котором была речь в
предыдущей главе.
§41
Но струна, чрезмерно натянутая, не выдержала, и реакция не заставила себя долго
ждать. Человечеству предстояло еще много переживаний и опытов в области
религиозной философии: оно не могло от нее отказаться. Осуществил реакцию
ученик Панэтия, тот самый, которому мы, как истинному философу религии
эллинизма, посвятили настоящую главу, – Посидоний.
Панэтия с Посидонием мы признали нужным выделить в особую группу, как
представителей "средней Стои", и это выделение рекомендуется рядом причин. Оба
они переносят центр тяжести с физики и метафизики на этику, оба они в ней
занимают приблизительно одинаковое положение как представители практической
этики долга в отличие от скорее теоретической этики добродетели. Оба они и
теоретически включили риторику в круг своих научных интересов и практически
пользуются ее достижениями для более действительной пропаганды своего учения: в
отличие от своих невзыскательных и прямо-таки неряшливых в своем изложении
предшественников, они пишут красиво, оживленно, эффектно, стараясь расположить
к себе душу своих читателей, прежде чем действовать на них убеждениями. Наконец,
и в системах обоих мыслителей наблюдается известное сходство или, по крайней
мере, известный параллелизм.
Но специально в той области, которая нас занимает здесь, Посидоний не
продолжает и не развивает догматов своего учителя, а исправляет их, отчасти
возвращаясь на пути их общих предшественников, но отчасти и прокладывая себе
дорогу сам. Последнее он делает везде там, где простое возвращение к старому
оставило бы неудовлетворенным читателя, встревоженного сомнениями и
возражениями Панэтия. Его система, поэтому, должна считаться проверенным и
доведенным до логического совершенства сводом стоического учения; в ней оно
вышло омоложенным и окрепшим из горнила философской мысли, достаточно сильным
для того, чтобы не бояться нападений следующих времен. Но это была не только
последняя, так сказать, редакция стоицизма; вследствие того, что в течение
упомянутой полуторастолетней войны между средней Академией и Стоей последняя
была признанным оплотом религии, люди привыкли отождествлять со стоицизм
|
|