|
оставить его здесь в стороне – все же не забывая, что он существовал во всю
нашу эпоху и в своей почти недвижности имел огромное, секуляризационное влияние
на умы.
Построенный на физике Демокрита, эпикуреизм был секулярным с самого момента
своего возникновения; то же самое можно сказать и о кинизме, который, как
философия пролетариата, поставил себе задачей борьбу с "суеверием" на низах
общества. Скептицизм (в его чистом, пирроновском виде) направлял свои стрелы не
столько против религии, сколько против знания, возможность которого он отрицал;
как философия интеллектуального отчаяния, он не образовал школы и не стремился
к образованию таковой, оставаясь достоянием пресыщенных единиц. Прочие
направления были в своей основе религиозными – и испытали в своем
эллинистическом развитии, хотя и не равномерную, но поразительную по своей
роковой неизбежности секуляризацию, не считая, впрочем, пифагореизма, который,
зато, временно замирает.
Первым сдался Ликей – уже в лице Стратона Лампсакенского, непосредственного
преемника Феофраста и учителя Птолемея II Филадельфа. Энциклопедист, подобно
основателю школы, он построил свою научную систему на исключительно
посюсторонней основе, низводя божество до роли природной силы и опровергая
учение Платона о бессмертии души.
После Ликея очередь дошла до Академии. Религиозное направление ее основателя,
поддерживаемое его выдающимися умом и сердцем преемниками – Спевсиппом,
Ксенократом, Крантором, из коих последний был даже приверженцем сакральной
медицины – жило в ней в течение приблизительно столетия; но в III в.
секуляризационная волна захватила и ее. Схолархат перешел к Аркесилаю,
основателю "средней" Академии; отказавшись от коренного для Платона учения о
двоемирии и оставляя в силе его же догмат о ненадежности источников познания в
видимом, для него единственном мире, – он последовательно был доведен до
довольно радикального скептицизма, исключая этим Платона из Академии.
Скептицизм этот касался прежде всего религии, а затем и этики; Аркесилай не был,
правда, ни атеистом, ни имморалистом, но для него ни божество, ни благо не
могли быть предметом знания – кто хотел, мог добавить: а только веры. Еще
дальше пошел в указанном им направлении столетием позже Карнеад; отправленный в
Рим в 155 г. в знаменитом посольстве трех философов, он пленил умы римлян своей
красивой речью о необходимости справедливости в политике, но совершенно сбил их
с толку на следующий день, с такой же убедительностью доказывая противоположное.
Таким-то образом побежденная тремя почти столетиями назад софистика заняла в
Академии кафедру Платона.
У религиозной философии оставался один столп – философия героизма, стоицизм;
твердо держась заветов своих основателей, эта школа подверглась ожесточенным
нападениям отщепенческой средней Академии, но эти нападения только укрепляли ее
в ее философском самосознании. Памятники этой борьбы нам сохранены, если не в
сочинениях самих школ – я уже сказал, что литература эллинизма почти вся
погибла – то в трактатах вдохновлявшегося обеими Цицерона. Отсюда видно, что
говорить о религиозной философии эллинистической эпохи – это то же самое, что
говорить о религиозных теориях стоицизма.
Отсылая читателя по существу к сказанному, замечу, что основателем религиозной
философии стоицизма должен считаться не столько первый схоларх – Зенон, сколько
его преемник Клеанф из Ассоса. Суть своей теологии он выразил в своем
философском гимне Зевсу – и будет полезным выписать его в переводе, напоминая
читателю, что одновременно с ним создавался догмат об "едином Зевсе-Сараписе"
(выше §19).
Радуйся, многоименный, всегда всемогущий, всесильный
Зевс, повелитель бессмертных, властитель природы, законом
Путь указующий миру: тебя нам приветствовать должно.
Жизнью обязан тебе одному на земле многородной
Всякий, кто в смертного доле движенью и звуку причастен:
Буду всегда потому воспевать твою дивную силу.
Весь этот пламенный мир, что вращением землю обходит,
Воле послушен твоей, добровольно тебе подчиняясь:
Власти орудьем своей во всесильной ты держишь деснице
Неугасимый перун, обуострое жаркое жало;
Мощным ударом своим всю жизнь во природе творящий.
Им направляешь ты разум всеобщий, повсюду разлитый,
Как в наименьших светилах проявленный, так и в великих;
Он тебя, боже всевышний, царем и властителем ставит,
Так что без воли твоей ничего на земле не свершится,
Ни в неизведанной выси эфирной, ни в моря пучине -
Кроме того, что дурные творят в неразумии праздном.
В нечет возводишь ты чет в своей мудрости вечной, бескрасной
Вещи красу ты даешь и немилое милым нам ставишь.
Так воедино спаял ты с хорошим повсюду дурное,
Чтобы единому разуму все подчинить мирозданье.
Но не постигли его средь людей земнородных дурные.
Жалкие! Вечно гоняясь за призраком блага летучим,
Общего в боге закона не видят они и не слышат,
Следуя коему, жизнь они в счастье могли бы устроить.
Нет! В безрассудстве своем они к злу ослепленно стремятся,
Те ради славы пустой проявляя усердье чрез меру,
Те неудачливый путь направляя к наживе позорной,
Те к растлевающей неге и к тела греховной усладе;
Зло принимая за благо, без устали мечутся люди
И добывают плоды нежеланные лживой надежды.
Щедрый Зевес, туч черных и огненных молний владыка,
Смертных людей охраняй от тьмы роковой неразумья,
С душ их развей ты ее, наш отец, и коснуться даруй им
Разума, им же вовек ты по правде вселенною правишь,
Дабы, тобой почтены, мы тебе отплатили почетом,
Всюду деянья твои воспевая, как нам подобает,
Смертным; ведь большего нет ни богам наслажденья, ни людям,
Как в справедливости славить закона всеобщего силу.
Так в религии Клеанфа Зевс властвует и над физическим, и над нравственным миром,
представляясь эфирным огнем в первом, раз
|
|