|
ное
удовлетворение естественной потребности кормления и отдыха: и именно в этом
достоинстве чувствуется то, что даже в этой области возвышает человека над
животным.
Это – область веры; но к ней тесно, без твердо разграничимой грани, примыкает
область суеверия (deisidaimonia).
Что такое суеверие? Спросим лучше, раз мы в Греции, что такое deisidaimonia.
Этимология дает нам любопытный ответ: это – "страх перед божеством"; но ответ
этот не смутит того, кто отдал себе отчет в том, что греческая вера имеет своим
основанием не страх перед божеством, а любовь к нему. А в каких актах
выражается суеверие, об этом дает нам представление в своей 16-й характеристике
Феофраст, живший к исходу IV века и, стало быть, накануне эллинизма.
"Если, – говорит он, – ласка пересечет путь суеверному, то он не будет его
продолжать, а либо обождет, пока по нему не пройдет кто-нибудь другой, либо, по
крайней мере, перебросит три камня. Увидит он в своем доме змею – он, если это
будет pareios, призовет на помощь Сабазия, если же "священная", – построит ей,
как герою, капище. Проходя мимо лежащих на перекрестках намащенных камней, он и
сам из своей бутылочки нальет на них несколько капель масла, станет на колени,
почтит их поцелуем и затем уже пойдет дальше. Прогрызет мышь его мешок для муки
– он отправится к экзегету с вопросом, что ему делать; и если тот посоветует
ему отдать его для починки кожевнику, он обидится и от себя принесет
умилостивительную жертву. Он способен много раз очищать свой дом, говоря, что
он стал жертвой наваждения Гекаты. Крикнет сова на его пути – он вздрогнет и не
пройдет мимо, не сказав: "Со мною сила Афины!". Он не войдет в гробницу, не
отправится на похороны, не посетит родильницы; а скажет, что для него лучше не
соприкасаться со скверной... Увидит сон – будет ходить по толкователям, по
птицегадателям, спрашивая всех, какому богу или богине молиться, и упросит
орфеотелеста посвятить его. Ежемесячно отправляется он для омовения на взморье
вместе с женой – а если жене некогда, то и с няней – и детьми... Увидит
сумасшедшего или страдающего падучей – испугается и сплюнет".
Интересно отметить, как иронически экзегеты, представители настоящей религии,
относятся к этому несчастному; его настоящие руководители – это те шарлатаны,
против которых Гиппократ написал свой трактат о падучей болезни, жрицы Гекаты,
жрецы Сабазия, орфеотелесты (которых не следует смешивать с орфиками) и т.д.
Даже его жене его постоянные очищения надоели: ей, трудолюбивой хозяйке,
"некогда" идти с ним на взморье, и он вынужден удовольствоваться няней.
Страх – это был один двигатель суеверия; другим было желание с надеждой. В
лучшую эпоху Греции влюбленные и обиженные девушки обращались к помощи
птицы-вертишейки, чтобы вернуть себе любовь своих обидчиков; они подчас
"связывали" своих соперниц, посвящая их подземным божествам посредством
исписанной свинцовой грамотки, свернутой трубкою и прикрепленной к стене
гробницы безвременно погибшего. Это было старо как свет и передавалось из
поколения в поколение; кто верил, верил, – вреда от этого не было никому.
Влюбленную и обиженную изобразил нам Феокрит в первое столетие эллинизма в
своей прелестной "Ворожее"; но тут мы находим один стих, заставляющий нас
призадуматься (ст. 162):
Зельем я ныне любовным свяжу его; если ж и впредь он
Станет меня обижать – постучится во дверь он Аида:
Столько губительных средств я храню про него в своем ларце,
А научил меня им, госпожа моя, гость ассирийский.
Этот ассирийский гость – тоже один из тех, которые пожаловали в Элладу через
открытую Александром для Востока дверь. Его родина была главной отчизной магии,
– и слова, и дела. Только здесь, – точнее говоря, в Персии, она получила
религиозно-философскую подкладку, благодаря ее национальной религии, маздаизму.
Его собственно религиозное влияние на западный мир начинается лишь в следующую,
римско-вселенскую эпоху, почему о нем не было речи до сих пор; но пока высший
гений добра, Ахура-Мазда (Ормузд), спокойно ждал своей очереди, его злой
противник, Ангра-Манью, поторопился отправить вперед своих гонцов – учителей и
распространителей "черной магии". Египет не пожелал отставать: его сильные в
эллинистическом мире божества тоже имели власть над сокровенными силами природы.
Исида, ученица Тота, была владычицей благодетельных демонов, к ее противнику
Сету-Тифону обращались со злыми наговорами, поручая ему, ослоголовому богу,
гибель своих противников. Персидская магия действовала, опираясь на знание
мнимых чудесных свойств предметов, особенно драгоценных камней; ее остаток –
поныне существующее поверье о "счастливых камнях на каждый месяц"; Египет был
особенно силен своими заклинаниями, его чудодеи кичились знанием подлинных имен
всех демонов – мы знаем, ведь они были настоящими "имяславцами". Естественными
посредниками между теми и другими были евреи; они не пожалели "страшного
четырехзначного имени" своего бога для магических чар, и "абрайские имена",
благодаря им, стали тоже одним из предметов таинственного знания заклинателей.
Все это было лишь начало; магия тоже, подобно астрологии, ждала
систематизирующей мысли эллинов, чтобы из низкопробной практики превратиться в
некоторое подобие науки. Она ждала не напрасно; но прождать ей пришлось
довольно долго, в течение эллинистического периода она была лишь
руководительницей жизни веривших ей. А таковых было много и становилось больше
с каждым поколением; и если бы к исходу эллинизма новый Феофраст вздумал
написать новую характеристику deisidaimon'a – его картина, заимствуя пестрые и
горячие краски Востока, вышла бы много ярче, чем та, которую дал нам тот старый
для сравнительно рассудительного IV века.
§39
Чему же нас научил этот, по необходимости краткий и беглый, обзор
взаимоотношения секуляризации и сакрализации за три столетия эллинизма? Он
научил нас дать убедительный ответ на вопрос, обязательно представляющийся уму
вдумчивого историка, сравнивающего между собой умственную культуру эпохи,
современной Александру Великому, и эпохи, современной Иисусу Христу. Что
|
|