|
линистического дома, который сам был созданием нашей
эпохи. Стены, не заставляемые, как у нас, мебелью, требовали украшения
живописью; рельефы были менее необходимы, но все же и они, вделанные в стену,
красили ее, а поэтому спрос был и на них. Что же представлялось? Очень часто
сцены из мифологии с ее богами и героями; да, но это была мифология в духе
Овидия с эротизмом на первом Плане и безо всякой религиозности. И, странным
образом, более, чем в этих мифологических сценах, мы находим религиозного
настроения в чисто жанровых – в этом прелестном идиллическом жанре
эллинистического искусства с его сельским религиозным бытом, с его часовнями
нимф, кумирами Диониса или Артемиды в дубовой роще и священными деревьями с
символами их посвящения. Но это религиозное настроение придется уже поставить в
счет не художникам и не искусству, а той природе, которую они воспроизводили.
Из представленного мною здесь в очень беглом изложении материала вытекает один
очень важный для развития античной религии факт: в своем эллинистическом
периоде эллинская античность уже начинает изменять самой себе, искусство
перестает быть проводником религиозных идей. Это значит, что та гармония
эстетических, этических и интеллектуальных начал, которая составляла
характерный признак древнегреческой религии и была вновь достигнута лишь
христианством – что эта гармония уже начинает нарушаться в ущерб ее первой
составной части. Объявление бога в истине и добре продолжается, его объявление
в красоте идет на убыль. Спешу оговориться: оно только идет на убыль, оно еще
не исчезает. Зевс Олимпийский и Афина-Дева по-прежнему пленяют сердца;
эллинство не лишается своих старых откровений, оно только не получает к ним
равноценных новых именно в области тех религий, которые теперь выступают на
первый план. Это – тоже одна из причин, почему религия эллинизма не может
считаться чисто эллинской религией.
§37
Переходя от искусства к науке, мы оставляем в стороне ту, которая по своему
характеру вдали от области спора между верой и разумом; ограничиваясь последней,
мы должны назвать на первом месте ту науку, которую древние греки называли
метеорологией. Да не смутит читателя это ныне более чем безобидное имя: тогда
под meteora разумелись вообще явления в горних, начиная с туч небесных и кончая
сферой неподвижных звезд. Тут при попытке рационалистического объяснения нельзя
было не забрести в сферу могущества богов; Зевс ли мечет перун в нечестивцев и
льет дождь, орошая поля? Солнце, луна – что это, божественные ли существа или
шары, огненный и застывший? Уже в V веке шел об этом ожесточенный спор; о
психологической необходимости альтернативы "наука или вера" свидетельствуют
слова, которые Еврипид влагает в уста своей обращенной и раскаявшейся Авге:
Кто тот богом забытый, отверженный муж,
Чтоб при виде таком не признать божества,
Звездочетов кривой заклеймивши обман?
Их греховная речь по подобьям одним
Заключает о сути невидимых сил,
Непричастная знанию правды.
"Звездочетов" – в подлиннике сказано именно "метеорологов". Но психологическая
необходимость не была логической необходимостью; при духовном понимании
божества можно было без кощунства отдать во власть опыта и "заключений" небо
наравне с землей, не рискуя вместе с материальной обителью богов потерять и их
самих. И вот софистическая метеорология превращается в научную космологию
Аристотеля и его школы, его старший современник Евдокс Книдский и Гераклид
Понтийский создают научную астрономию; измеряются диаметры Солнда, Луны, Земли,
убеждаются, что Солнце в сравнении с Землею – что великан в сравнении с
карликом; вероятно ли, чтобы мать-Земля занимала место в центре вселенной?
Вопрос сдается в Александрию; здесь, т.е. в Египте, греческая творческая мысль
оплодотворяет вековой египетский опыт, накопившийся в гелиополитанской
обсерватории, и Аристарх Самосский (сред. III в.) отвечает на поставленный
вопрос отрицательно. Создается не более и не менее, как гелиоцентрическая
система, та самая, которую в новые времена возобновил Коперник.
Это был расцвет секулярной науки; он сопровождался, однако, грозным знамением:
против дерзновенной попытки Аристарха сдвинуть мать-Землю с ее прочного
седалища, восстал от имени религиозной философии Клеанф, второй глава
стоической школы: "Эллинам бы следовало обвинить этого самосца в безбожии за то,
что он сдвинул с его места очаг мироздания". Но Аристарху нечего было
опасаться участи Галилея: сильный покровительством Птолемея Филадельфа, он
продолжал свои исследования в александрийской обсерватории и, по крайней мере,
на полтораста лет обеспечил жизнь своей гелиоцентрической теории.
Но пока секуляризованная астрономия радовалась своим научным открытиям, в самую
ее сердцевину вкрадывался враг, имевший изнутри ее разложить. С незапамятных
пор в Вавилонии практиковалось звездочетство в нашем смысле слова; с конца V в.
сведения об этом стали просачиваться и в Элладу. "По мнению халдеев, все
небесные явления происходят по воле богов, и можно, на основании долгого
наблюдения, многое предсказать по положению звезд не только о мировых
изменениях вообще, но и о судьбе отдельных людей" (Диодор). Но дело долго
ограничивалось такими общими сведениями, пока в начале III в. вавилонянин Берос
не перекочевал на остров Кос и не начал читать в этом центре одухотворенного
отдыха для Эллады лекции по своей родной науке. Это был тот самый Берос,
который посвятил Антиоху I Сотеру составленную им краткую историю своего
народа; не вижу надобности отбросить определенное свидетельство рассудительного
Витрувия, приписывающее ему основание также и первой астрологической школы в
Греции. Во всяком случ
|
|