|
ого, анданийский стал
шире афинского. Местные особенности стираются в угоду общей религии таинств,
конечной цели развития мистического культа.
Священная драма предполагается и здесь: упоминается "театр", а также и "те,
которым надлежит приспособиться к представлению богинь": нам при этом
вспоминается и "путь Деметры и Коры", о котором говорится в надписи Мефапа. Из
остальных постановлений нас интересует клятва "святых" обоего пола, т.е.
непосредственных распорядителей празднества; она касалась вообще его благочиния,
но от женщин требовалась в придачу и клятва, что они "по чести и правде блюли
свое сожительство с мужем". Интересна также и заботливость, с которой
устранялась всякая роскошь в нарядах и всем прочем: она лишила бы праздник
Деметры его демократической общедоступности. А на этой демократичности устав
настаивает: как в Элевсине, так и здесь, наравне со свободными посвящаются и
рабы.
§9
Мы по этому вопросу, как и везде, находимся в досадной зависимости от наших
источников: связного изложения элевсинской религии нам не сохранилось, наши
сведения о местах и обрядах случайны и отрывочны. Связь с Элевсином иногда ясна,
иногда более или менее затемнена; иногда переносится миф, но в то же время его
содержание прикрепляется к новому месту. Так, таинственная бездна, через
которую Аид умчал Деметрину дочь в свое царство, показывалась и в аркадском
Фенее, и в аргосской Лерне, и в других местах. В иных случаях мы вправе
предположить учреждение, так сказать, на свежем месте элевсинского культа; в
иных – его слияние с другим, исконным, путем отождествления издревле
почитаемого божества с Деметрой или Корой. В иных случаях культ, как и в самом
Элевсине, был мистическим; в иных мистический элемент отпал, остался самый миф
о похищении Коры Аидом и о даровании человечеству хлеба ее божественной матерью.
Здесь не место собирать отдельные обломки элевсинской религии со всех частей
эллинского мира – тем более, что эта работа уже сделана; возьмем для
иллюстрации по образчику с трех его концов – западного, южного и восточного.
Сицилия, благодаря своему изумительному плодородию, вся считалась посвященной
Деметре; ее культ распространен здесь повсюду, но нас удивляет то, что не
какая-нибудь греческая колония была его центром, а далекий от моря туземный
город, Энна. Вероятно, здесь придется признать отождествление старинной местной
богини с Деметрой; но оно могло быть только основанием перенесения в Энну
элевсинского мифа как последствия культовой ее эллинизации, пути перенесения
нам неизвестны. Похищение божественной девы было локализовано именно здесь,
близ Энны, у озера Перга; здесь Кора рвала цветы на зеленом лугу, здесь из
разверзшейся земли появился царь преисподней на своей колеснице, запряженной
черными конями; свою добычу он умчал по поверхности земли, пока нимфа
сиракузской речки Кианы не преградила ему пути; разгневанный, он через ее русло
проложил себе путь в преисподнюю.
Когда состоялось перенесение элевсинского мифа в Сицилию? Во всяком случае,
очень давно. Когда в самом начале своего республиканского быта Рим вычитал в
книгах кумской Сивиллы повеление дать у себя место культу элевсинских божеств,
он заимствовал его не из Элевсина, а – прямо или косвенно, не знаем – из
Сицилии. И вот, в Риме был воздвигнут первый греческий храм для греческого
культа с соблюдением греческой обрядности – храм, посвященный Cereri Libero
Liberae. Церера, это Деметра; неопределенная римская богиня зреющей нивы была
отождествлена с греческой даровательницей хлеба. Либера, "дочь", это буквальный
перевод греческой Коры; но кто такое Либер? Это слово значит "сын" – сын
Деметры, надо полагать, коль скоро Либера – ее дочь; но римляне во все времена
разумели под ним Вакха-Диониса. Вот он, значит, "юный бог" священного шествия
Иакх, олицетворенное ликование чающих близкую благодать паломников. Слияние с
Афинами создало и само шествие и сопровождающего его бога; а если так, то и в
создании сицилийско-римской троицы придется признать влияние Афин.
Принятие в Рим этой троицы составляет событие скорее римской, чем греческой
религиозной истории; все же на одну особенность мне хотелось бы и здесь
обратить внимание. Я уже имел случай указывать на демократический характер
элевсинской религии – тот же характер, в силу которого она стала святыней
угнетаемых Спартой мессенцев. Его она оправдала и здесь. Основание элевсинского
храма в Риме совпало с началом борьбы сословий; и вот он становится религиозным
центром плебеев в их двухсотлетних усилиях добиться гражданского равноправия в
общем государстве.
Не знаем, был ли эннейский культ мистическим; римский, во всяком случае,
таковым не был. Можно представить себе, что трезвый, деловой дух римлян той
эпохи не чувствовал той религиозной потребности, которая в Греции находила себе
удовлетворение в мистицизме; во всяком случае, факт не подвержен сомнению.
Мистическим был зато тот, о котором я имел сказать на втором месте – культ
александрийский; о нем мы кое-что знаем, благодаря тому случайному
обстоятельству, что нам сохранился написанный Каллимахом в честь его гимн.
Античный его толкователь приписывает второму Птолемею, Филадельфу, учреждение
если не самого праздника, то одного его обряда, а именно шествия с кошницей, "в
подражание Афинам"; на беду, мы о таком обряде в Афинах ничего не знаем, но это
при отрывочности наших сведений об афинской обрядности не может служить
опровержением. С другой стороны, наличность александрийского пригорода по имени
"Элевсин" служит немаловажным подтверждением этой преемственности, особенно,
если к этому прибавить, что автор гимна Каллимах до своего призвания в
Александрию был учителем именно в этом Элевсине. Получается, таким образом,
довольно стройный ряд совпадений, достаточно доказательный; ответов на все
возникающие у нас вопросы мы требовать не можем.
Александрийский культ был мистическим: "непосвященным" гимн запрещает смотреть
с вы
|
|