|
м свой центр на Самофракии; все же, во время
греческой независимости эти "самофракийские мистерии" влачили довольно темное
существование, и только после Александра Великого расцвели, заняв место рядом с
элевсинскими и орфическими таинствами. Греция их чуждалась, очевидно, ввиду их
семитического происхождения, о котором свидетельствовало и имя почитаемых в них
богов (Kabirim – "Великие" боги); приняли их, быть может, по той же причине
Фивы, приписывающие свое основание финикийскому выходцу Кадму. Здесь еще в VI в.
был основан храм Кабиров, тот самый, перестройка которого в IV в. дала повод к
миссии Мефапа.
Восточная неопределенность Кабиров, в связи с естественной потребностью их
почитателей сблизить их с религией окружающего эллинского мира, повела к
отождествлению Великих богов с теми или другими образами греческого Олимпа,
причем они могли, в силу той же неопределенности, произвольно менять и свое
число, и свой пол. Первоначально их было, кажется, двое, "Кабир" и его "сын" –
Зевс и Дионис, значит: удобный предлог для внесения в кабирические таинства
элементов дионисиазма и орфизма. Под влиянием этой мистической религии чета
превращается в троицу, два брата Кабира убивают третьего, причем его смерть и
воскрешение или воскресение образуют священную легенду культа, параллельную
легенде о смерти и воскрешении первозданного Диониса. Но в силу другой
метаморфозы, первоначальная чета, приобщив к себе два женских божества,
становится четверицей; в ней узнают элевсинскую троицу – Деметру, Аида,
Персефону – с прибавлением к ней родоначальника Кериков, Гермеса, что указывает
на специально афинское влияние. Так, собирая в себе лучи и дионисических, и
элевсинских таинств, самофракийские становятся всеобъемлющей мистической
религией, готовясь этим к своей вселенской роли при наследниках основателя
вселенского эллинизма.
Фиванский росток этой религии и был поручен заботам элевсинского апостола,
Ликомида Мефапа. Частности его деятельности уже от его современников были
скрыты непроницаемой завесой; нам о них и подавно спрашивать не приходится. Но
вот возвращается свету дня талисман Аристомена; порабощенные до тех пор
мессенцы вместе со свободой обретают вновь и свою национальную святыню. Понятно,
что об ее восстановлении заботятся те же фиванцы, которые своими победами им и
свободу возвратили; понятно, что они поручают это дело тому самому апостолу
элевсинской Деметры, которому они уже были обязаны упорядочением своего
кабирического святилища – Мефапу. И вот Мефап отправляется в освобожденную
страну: он принимает – будем продолжать легенду, переливая ее в историю – от
аргосца Эпителя найденный им талисман Аристомена и на основании его, а также и
своего прочего святительского знания и опыта, учреждает в Андании мистический
культ элевсинских богинь.
Поручение было из самых почетных, и гордость апостола законна. О своей
деятельности он сам оставил потомкам свидетельство в той надписи, которую он
велел вырезать на пьедестале своей статуи, посвященной им в палатку Ликомидов в
Афинах:
Дом я очистил Гермеса и путь благодатной Деметры
С Дщерью ее первородной, в том граде, в котором Мессена
Праздник святой учредила во славу Великим Богиням.
Гермес здесь назван наряду с Деметрой и Корой: это нас не удивляет, родовой бог
афинских Кериков не мог отсутствовать в культе, учрежденном афинским Ликомидом.
О других его особенностях нас оповещает знаменитая, найденная в середине
прошлого столетия анданийская мистическая надпись, состоящая из 200 без малого
строк.
Кто ныне стал бы подходить к ней со священным трепетом, надеясь найти в ней сам
талисман Аристомена или уже, во всяком случае, изложение самой сути религии
таинств, того бы постигло горькое разочарование: в ней говорится исключительно
о внешностях культа и его благочинии, и при этом чаще упоминаются штрафы и даже
телесные наказания его нарушителям, чем это приятно для нашего религиозного
чувства; но если присмотреться ближе, то и из нее можно извлечь немало для нас
интересного. Вызвана она была, прежде всего, превращением самого культа из
родового в государственный, состоявшимся в начале I в. до Р.X. – до тех пор,
значит, т.е. в течение двух с половиной веков, его ведал определенный род,
соответствующий элевсинским Эвмолпидам – быть может, род Кресфонтидов, потомков
древних мессенских царей. Но вот последний иерофант из этого рода, Мнасистрат –
по собственному ли почину, или по желанию народа – отдает свой святительский
сан в распоряжение государства, а вместе с ним и "ковчег и книги"...
по-видимому, те самые, в которых легенда видела талисман Аристомена. Эта
передача вызвала и ряд других реформ, закрепленных в нашей надписи.
Божества анданийских мистерий перечисляются в следующем, хотя и не очень строго
соблюдаемом, порядке. На первом месте стоит, как это и понятно, Деметра; на
втором – Гермес, в угоду, как мы видели, Афинам и их Керикам; на третьем –
Великие Боги, т.е. Кабиры – мы узнаем соглашательскую деятельность Мефапа; на
четвертом – Аполлон Карнейский, в ограде которого и происходил праздник – это
для нас нечто новое, но отнюдь не удивительное. Аполлон Карнейский (прозвище
темное) был национальным богом спартанцев, иго которых лежало на Мессении в
течение ряда столетий; теперь иго было разбито, но Аполлон оставался Аполлоном,
и его пришлось поставить в связь с возобновленным национальным культом
возрожденной Мессении – интересный образчик греческой религиозности. Наконец,
на пятом месте стоит богиня о страшном имени, робко нарекаемая в надписи
описательным обозначением Чистой (Hagna); это, как мы знаем из других
свидетельств, сама царица подземных глубин, Персефона, она же и Кора. Удивляет
нас отсутствие ее супруга Аида, неустранимого участника священной драмы; но наш
недоуменный вопрос не получает сколько-нибудь определенного ответа.
Как бы то ни было, но круг чествуемых божеств роковым образом расширяется при
каждом новом переходе: афинский культ был шире элевсинс
|
|