|
оих, так называемых, "эксегетов", т.е. толкователей; засвидетельствовано это,
правда, только для Афин. но при скудости наших сведений об организации
сакрального дела в других эллинских общинах, заключение по аналогии здесь
позволительно. Какова была роль такого эксегета, это нам показывает колебание
отца платоновского Эвтифрона. Один его клиент на острове Наксосе в пьяном виде
убивает его раба; так вот, хозяин, прежде чем отплатить ему равным, отправляет
в Афины доверенное лицо, чтобы узнать от эксегета, как ему поступить. Мы
понимаем его колебание: ведь если бы он без соизволения эксегета его казнил –
он, как убийца, был бы исключен из участия в таинствах. Отсюда видно, что
греческие эксегеты выработали особую систему сакрального права; это их сближает
с понтификами в Риме. И те, и другие были не судьями, а скорее экспертами, но
это не умаляет их значения: и здесь, и там суд не мог не считаться с их
экспертизой.
§6
Имея свой прочный центр в Элевсине, религия Деметры представляет нам две
особенности, важные для ее дальнейшего развития. Первая – это та легкость, с
которой она могла принимать в себя культы других богов и в известной мере
амальгамироваться с ними; вторая – это энергия, с которой она, путем основания
подворий, распространялась по прочему греческому миру. Первая обусловливала
вторую – в этом состоит характерная черта, отличающая терпимый эллинский
прозелитизм от нетерпимого иудейского.
Нам необходимо бросить беглый взгляд на этот прозелитизм: как читатель увидит в
дальнейшем, он был действенным началом в возникновении религии эллинизма.
Древнейшую, достижимую для нашего знания, ступень элевсинского культа
представляет для нас сохраненный в Московской рукописи "Гомеровский" гимн
Деметре; согласно ему, содержание священной драмы будет следующее.
С разрешения Зевса его брат Аид похищает Кору, дочь Деметры, в то время как она
играла с девами-океанидами на цветистом лугу. Содействовала похищению сама
Земля, произведя чудесный нарцисс; Кора его срывает и этим отдает себя во
власть похитителя. Никто не слышит ее отчаянного крика, кроме "нежнодушной"
Гекаты и Гелия. Но когда она, уже увлекаемая в глубь земли, крикнула вторично,
ее услышала и мать. Она бросилась ее искать; девять дней она ее искала, не зная
ни пищи, ни сна; на десятый с ней встретилась Геката и рассказала, что могла –
что кто-то похитил Кору, но кто именно, этого и она не знает. С ней вместе
Деметра отправилась к Гелию и от него, всевидящего бога, узнала всю правду.
Разгневавшись на Зевса, она отказалась от общения с олимпийскими богами и,
превратившись в старушку, села у Девичьей криницы в Элевсине близ дворца Келея.
Там ее нашли четыре дочери Келея; им она назвалась Дотой критянкой и рассказаг заменить Керика, – этого мы сказать не можем. Но и этого установления
достаточно, чтобы понять дальнейший шаг в победном шествии элевсинской религии.
§8
В последние дни героической борьбы мессенцев со спартанцами за свою
независимость прорицатель Феокл, узнав по известным приметам, что их гибель
неминуема, счел за лучшее открыть божью волю также и народному вождю Аристомену.
Дело в том, что у последнего имелся талисман, "уничтожение которого навеки
похоронило бы Мессению, между тем как его сохранение, согласно оракулу
Пандионова сына Лика (родоначальника Ликомидов, замечу между скобок), было
залогом ее возрождения в далеком будущем". Аристомен внял голосу прорицателя:
прокравшись на вершину Итомы, родной горы мессенцев, бывшей тогда уже во власти
врагов, он зарыл талисман, помолившись Зевсу Итомату и прочим богам, чтобы они
сохранили доверенный им клад и не дозволили спартанцам уничтожить единственную
надежду мессенцев на освобождение.
Это случилось около середины седьмого века. Вскоре затем последний оплот
мессенцев пал; наступили для ее жителей три столетия порабощения. Но вот, около
середины четвертого века, и звезда спартанцев померкла, к мессенцам явился
освободитель в лице Эпаминонда. Была основана новая столица освобожденной
страны, Мессена; а вождю, которому было поручено Эпаминондом восстановление
мессенского государства – это был Эпитель, родом аргосец, – явился во сне
незнакомый муж, предложивший ему отправиться на Итому и, найдя растущие рядом
тис и мирт, разрыть землю между ними. Эпитель повиновался и принес Эпаминонду
найденную на указанном месте старинную гидрию; вскрыв ее, они нашли в ней
записанный на оловянных дощечках устав таинств Великих Богинь. – Это и был
талисман Аристомена.
Я воспроизвел местами буквально сохраненную Павсанием легенду о возрождении
мессенских таинств; полагаю, что мне нечего учить моих читателей как следует
обращаться с сакральной легендой вообще и с легендами о "найденной книге" в
частности. Но то, о чем придется говорить теперь, уже не легенда, а история.
Древнейшей столицей Мессении до ее порабощения была Андания; здесь, значит, и
следовало учредить возрожденные таинства, причем можно было поставить этот
оскудевший городок в такие же отношения к новой столице Мессене, в каких
Элевсин находился к Афинам. Само же возобновление таинств надлежало поручить
сведущему человеку – конечно, из жреческой коллегии элевсинского культа.
Такового нашли в лице некоего Мефапа (Methapos), родом Ликомида – опять, прошу
заметить, Ликомида. Это была интересная во многих отношениях личность,
настоящий апостол мистических культов. Как Ликомид, он был руководителем своего
родного культа Великой Богини-Земли; но в то же время он был также чем-то вроде
дадуха в элевсинских таинствах. Как опытный в мистических культах богослов, он
был приглашен фиванцами в эпоху Эпаминонда руководить реформой их культа
Кабиров в связи с перестройкой посвященного этим божествам загородного храма.
Несколько слов об этом культе, о котором у нас до сих пор не было речи.
Основанный некогда финикийскими пловцами на острове Лемносе, он перекинулся на
соседние острова и нашел со времен
|
|