|
го могущества Антигона. Его
слоны, подарок индийского царя, решили тогда сражение под Ипсом в его пользу и
сделали его внезапно царем всей передней Азии. Можно себе представить, какую
пищу эти чудесные успехи дали фантазии его подданных.
Тотчас после Ипса он основал свою новую столицу, Антиохию на Оронте, переводя
туда жителей из соседнего города, основанной его соперником Антигонии. Близ
самого города он велел разбить роскошный парк из лавровых деревьев, окружностью
в десять верст с лишком; это была Дафна (Daphne – "лавр"), отныне излюбленная
резиденция сирийских царей и вельмож, античный Версаль. Центр этого парка
занимал величественный храм Аполлона Дафнейского или Пифийского; действительно,
это было подворье дельфийского храма, с новым оракулом и новыми пифийскими
играми – центр религии Аполлона на Востоке. Для храма требовался кумир; он и
был ему дан, прекрасный и величавый – тут мы вторично встречаемся с тем именем,
которое уже раз привело нас в недоумение: кумир Аполлона Дафнейского был
работой Бриаксида, так же, как и кумир Сараписа в Александрии. Бриаксид был
одним из творцов Мавсолея около 355-350 г.; мог ли он же быть творцом Сараписа
для Птолемея!, т.е. не ранее 320 г.? Тогда мы обошли затруднение, благодаря
традиции, согласно которой Сарапис попал в Александрию из Синопа. Теперь же
затруднение еще больше: в Антиохии Бриаксид мог работать не раньше 300 г., года
ее основания. Должны ли мы и здесь предположить, что Бриаксид изготовил свой
кумир для другого города, и что Селевк его оттуда увез? Это было бы полным
подражанием Птолемею; все же надо признать, что этот раз традиция нам навстречу
не идет.
Оставим загадки; факт все-таки тот, что творцом Аполлона Дафнейского был
Бриаксид. Его вид нам известен по описанию Либания и по монетам. Славилась
ласковость его облика, нежность его мраморной шеи; бог был изображен
выступающим вперед, в длиннополом золотом (т.е. позолоченном) хитоне с кифарой
в левой руке и чашей в правой.
"Так и кажется, что он поет... да кто-то и слышал, как говорят, как он, играя
на кифаре, пел песню в полуденный час (mendianus daemon!). A содержанием песни
было восхваление Земли; ей, думается мне, и приносит он возлияние из золотой
чаши за то, что она сокрыла деву, разверзшись и сойдясь вновь".
Эти последние слова Либания требуют объяснения. Дело в том, что в Аркадии
существовал старинный миф о любви Аполлона к нимфе Дафне, дочери бога местной
реки Ладона и самой матери-Земли. Дорожа своей девственностью, Дафна хотела
спастись бегством: когда же он стал ее настигать, она взмолилась к своей матери,
и та, разверзшись, приняла ее в свое лоно. С того места, где она исчезла,
выросло лавровое дерево; Аполлон понял, что это и есть его превращенная милая,
и с тех пор лавр – его любимое дерево. Миф этот, будучи аркадского
происхождения, стал бродячим; последним местом его прикрепления была Антиохия.
Дело в том, что когда Селевк охотился на берегу Оронта, его конь ударом копыта
вышиб из земли острие стрелы; на нем Селевк прочел имя "Феба" и вывел из него
(несколько смелое) заключение, что именно здесь Аполлон высыпал стрелы из
своего колчана с горя об утрате своей возлюбленной. Отсюда Дафна, как имя рощи,
и все дальнейшее.
Итак, вот какого рода мысли навевал на людей кумир Бриаксида: эротизм также и
здесь. Ласковость взора, нежность шеи – и кифара... для чего кифара? Это нам
скажет помпеянская стенопись; влияние на нее Антиохии как раз за последнее
время все более выясняется. Он играет на ней, преследуя деву, призывный,
любовный напев: останови свой робкий бег, вкуси блаженство в объятиях того, кто
тебя любит! Но нет, Дафна не послушается его – и ему останется только
возлиянием почтить ее исчезновение и украсить свое чело венком от ее дерева. –
Это ли хотел изобразить Бриаксид? Не знаем; но так понимала его творение
веселая, изнеженная Антиохия и двор старого льва, Селевка Победоносца.
§28
Таким-то образом исполнился, наконец, золотой сон Дельфов, приснившийся им еще
три столетия тому назад: сон о вселенской религии Аполлона, опирающейся на союз
с Тарквиниями в западной, на союз с Персией в восточной половине мира. Те две
измены, которыми дельфийская коллегия себя запятнала в глазах свободолюбивой
Эллады, принесли, наконец, свои желанные плоды: расположение к Персии
подготовило благоприятную почву для посева, расположение к Македонии произвело
и сеятеля в лице едва ли не лучшего среди полководцев царя-героя, нареченного
сына Аполлона. А потому не будем лучше говорить об изменах: религии, сознающей
в себе стремление стать вселенской, не дозволено замыкать себя в пределы одного
только народа, хотя бы и эллинского.
Сон исполнился: с антиохийской Дафны Аполлон царил над Востоком. Как к нему
отнеслись его народы? Признали ли они в нем своего Митру, Мардука, Ваала?
Традиция об этом молчит, но это не ее вина: антиохийская литература
эллинистической эпохи известна нам гораздо хуже, чем пергамская и
александрийская. – Или же солнечный аспект юного бога был совсем затемнен
влюбленным Аполлоном Бриаксида? – Он был впору изнеженным антиохийским
левантинцам; пусть и было много, все же ими были не все. А для людей с более
глубокой душой, с серьезными религиозными запросами Аполлон оставался Аполлоном
Пифийским, сыном Зевса, богом великого пришествия, принесшим людям науку о том,
как очищать себя от греха. "Пророк отца-Зевеса Аполлон", – гласит известный
стих о нем; "Велик, велик ты у престола Зевса", – говорят ему Эвмениды в
одноименной трагедии Эсхила. Аполлон, как бог-сын, неотделим от Зевса, как
бога-отца; своим пришествием он спас царство своего отца от той гибели, которая
ему грозила от Гигантов; но это было забыто, как был забыт и первоначальный,
родственный смысл популярного сказания об убиении им Пифона, дельфийск
|
|