|
го змея;
помнили зато, что он принес людям искупление от грехов. И, разумеется, никто не
усомнится в том, что это-то и есть самая глубокая идея в той религии, которая,
благодаря Селевку, утвердилась в долине Оронта – той долине, южным продолжением
которой была долина Иордана.
Рядом с Аполлоном и Деметрой меркнут остальные боги древнего Олимпа: ни один из
них в эллинистическую эпоху не обнаружил такого стремления к прозелитизму. Зевс,
правда, не в счет: он стоит рядом с Аполлоном, как бог-отец рядом с
богом-сыном; местами, впрочем, и его именем прикрывается тот или другой
чужеземный бог, вроде того египетского Аммона, который просиял одно время,
благодаря соседству греческой Кирены, и даже удостоился чести прослыть небесным
отцом Александра; или того сирийского Ваала, которого называли Зевсом Долихеном
и изображали с перуном в деснице, разъезжающим стоя на быке – правда, это
случилось лишь в эпоху вселенской империи. Артемида совсем стушевалась рядом со
своим братом, хотя дафнейский храм и был посвящен им обоим – великая Артемида
эфесская, как мы уже видели, ничего, кроме имени, не имеет общего с дочерью
Латоны. Правда, родственная с ней Геката получила внушительную известность как
богиня привидений и черной магии, но, скорее, на низах. Гера с Гестией не
играет роли в эллинистической религии, так же, как и их брат Посейдон; эта
олимпийская аристократия не обладала решительно никакой силой привлечения умов.
Афродита пользуется некоторой популярностью в соединении с Адонисом; но мы уже
видели, что это, собственно, сирийская Астарта. Дионис через своих "технитов"
подчиняет весь понимающий мир до границ Индии обаянию театра Еврипида, но это
всего менее религиозная победа; его же собственные оргии в своем
орфико-пифагорическом претворении после яркого расцвета на Западе подвергаются
в начале II в. сильнейшим гонениям со стороны римского правительства, а если и
возрождаются в I в. (в так называемом новопифагореизме), то уже без Диониса.
Гермеса-доброго пастыря мы видели в свите Деметры элевсинской; правда, он и
независимо от нее, проникши из своей Аркадии через Кирену в Египет, слился там
с богом Тотом и стал источником так называемых "герметических" откровений; но
так как расцвет этого герметизма относится уже к эпохе вселенской империи, то
здесь им заниматься не приходится. Роль Ареса и Гефеста, скромная уже в
эллинскую эпоху, становится еще скромнее теперь; Афина гордо царит на своем
Акрополе – в Афинах, как и в Пергаме, – чуждаясь всякого соприкосновения с
варварским миром. Об Асклепии – боге ли, герое ли, все равно – будет еще
сказано.
Без оговорок, как видит читатель, дело не обошлось, но это не изменяет его
сути: все-таки главными божествами эллинистической религии, имеющей своим
условием и основанием сожительство варварских народов с эллинским, остаются два
божества древнегреческой религии, Аполлон и Деметра, бог-сын, великий у
престола своего отца, и богиня-мать. Мало-помалу народы привыкают к этим двум
воплощениям божества; именно то, что они познают их под различными именами, и
теперь уже, и еще более впоследствии – именно это приучает их отвлекаться от
всяких имен и обращаться мыслью и чувством к тому, что под этими именами
скрывается. Идет долгая, воспитательная работа; но она успешна, и чем далее,
тем более уготовляется путь, наравне с единым-всемогущим богом, этим двум более
близким и доступным божественным естествам – богу-сыну и богине-матери.
Глава VII
КУЛЬТ ГЕРОЕВ И АПОФЕОЗ
§29
"... Таковы почести, воздаваемые спартанской общиной ее царям при их жизни;
после же их смерти происходит следующее. Всадники возвещают по всей Лаконике о
случившемся, и город обходят женщины, ударяя в котел. По этому сигналу
необходимо, чтобы из каждого дома двое свободных, мужчина и женщина,
присоединились к скорбящим – не исполняющим эти требования грозят тяжелые пени.
Закон же лакедемонян, касающийся смерти царей, совпадает с тем, который
соблюдают варвары в Азии. А именно: после смерти лакедемонского царя, чтобы изо
всей Лаконики, не считая спартиатов, определенное число периэков по принуждению
отправилось на похороны. И вот, когда они, а равно и илоты и сами спартиаты,
вместе со своими женами, много тысяч, сойдутся в одно место, они ударяют себя
усердно в лоб и издают нескончаемые стоны, называя в каждом данном случае
последнего умершего царя лучшим изо всех. А если кто из царей погибнет на войне,
они изготовляют его подобие и выносят его на украшенном ложе. После же похорон
у них в течение десяти дней пустует площадь и не происходит выборных собраний:
эти дни посвящены скорби".
Так описывает Геродот (VI 58) похороны царей у спартанцев, отмечая сходство их
обычая с персидским; а так как Спарта – единственное греческое государство, в
котором уцелела царская власть, то мы вправе распространить сказанное им на
похороны греческих царей вообще. А Ксенофонт, имея в виду эти самые почести,
выражается так (Гос. Лак. XV 9): "спартанские законы определяют царям
выдающиеся почести, равняющие их уже не с людьми, а с героями".
Что же такое эти герои? Этимология слова темна; из нее ничего вывести нельзя,
кроме вероятного родства с именем богини Геры, которое, однако, прибавляет
только новую загадку к прежним. По смыслу же герои – это избранные среди
покойников, ставшие предметом не только семейного, но и общественного или
государственного культа. Этот культ, таким образом, усиленный культ душ.
Подобно последнему, он отсутствует у Гомера; подобно ему, он существовал,
однако, в предшествовавшей ему и современной ему Греции; подобно ему, он и у
него выдает свое существование несколькими непоследовательностями; подобно ему,
наконец, он получил широкое распространение в после
|
|