|
тории.
Опасность, которой подвергался дельфийский Аполлон, усилила любовь к нему всей
Эллады: теперь более, чем когда-либо, он стал ее живым символом в борьбе с
варварским миром. С другой стороны, этолийцы, его славные спасители, увенчав
себя бессмертной славой, не устояли против соблазна остаться его светскими
покровителями и впредь. Именно остаться: захватили они эту роль уже поколением
раньше, как союзники Пирра в его войне с Македонией; но тогда этот захват был
встречен эллинами очень недружелюбно, и афиняне в политической песне обратились
к своему гостю Деметрию Градоосаждателю с просьбой уничтожить этолийского
сфинкса, насилующего Элладу с парнасской скалы. Теперь обстоятельства
изменились; и когда этолийцы, желая подчеркнуть свою новую роль, учредили в
Дельфах новые игры, игры Спасения (Soteria), и разослали по эллинским общинам
глашатаев с просьбой принять в них участие, признавая их в их музыкальной части
равноправными с пифийскими, а в гимнастической – с немейскими, то просьба эта
была уважена. Особой сердечностью отличается сохранившийся нам почти целиком
хиосский декрет; приводим из него выдержку, интересную во многих отношениях (М.
365):
"Вследствие и т.д., народ, желая и со своей стороны участвовать в чествовании
богов, и помня о своей искренней дружбе с этолийцами, постановляет: в добрый
час принять их предложение и признать состязания Сотерий, которые этолийцы
учреждают в благодарность за спасение дельфийского храма Аполлона и всей Эллады,
с награждением победителей венками, согласно постановлению этолийского союза...
; воздать хвалу этолийскому союзу и увенчать его золотым венком за его
благородство, благочестие в служении богам и доблести в войне с варварами. А
чтобы все знали об этом чествовании, священноглашатаю возгласить в Дионисии в
театре непосредственно перед состязанием отрочьих хоров, что народ хиосский
венчает этолийский союз золотым венком за его благородство и благочестие в
служении богам".
Таковы были эти медовые годы этолийской гегемонии в Средней Греции,
продолжавшейся целое столетие – и значит, долее афинской двумя веками раньше.
Понятно, что союз, заняв преобладающее положение в амфиктионии, не всегда
удерживался от произвольных и насильственных действий; но дельфийский храм при
нем, несомненно, увеличил свое обаяние. Его духовный авторитет признавался; к
нему обращались желающие обеспечить право убежища за той или другой святыней.
Не только греческие общины, и эллинистические властители заискивали перед ним –
и пергамские Атталиды, и сирийские Селевкиды, и египетские Птолемеи. Главным
торжеством Дельфов было обращение к ним Рима в 216 г. после поражения при
Каннах; а так как последствием этого обращения были успехи побежденных в
дальнейшей войне с Ганнибалом, то Рим временно и сам стал клиентом дельфийского
бога и вторично к нему обратился десятью годами позже с запросом относительно
смысла одного оракула Сивиллы. Как результатом этого вторичного обращения, было
введение в Рим культа Великой Матери и начало ориентализации Рима, – это мы
увидим в четвертом очерке.
Особенно близкими были отношения Дельфов и Селевкидов по причине, о которой
придется сказать вскоре; это было на руку этолийцам, которые и сами заключили
союз с сирийскими властителями – на гибель себе. Но вскоре за победой над
Ганнибалом начались вмешательства римлян в дела греческого востока. Их первой
жертвой стал царь Македонии; пришлось Дельфам приветствовать победу потомков
Энея над притеснителем Эллады – быть может, искренне. Ближе и ближе стали
отношения их к Италии и Риму, сильнее их обаяние. Но союзником македонского
царя в его войне с Римом был Антиох сирийский; союзник также и этолийцев;
победа над ним Рима в 191 г. повела к роспуску этолийского союза. Ну, что ж,
тем лучше: Дельфы были, таким образом, "освобождены" от своего покровителя и
господина. Правда, место этолийцев занял Рим; пришлось и за этой заменой
признать хорошую сторону и рядом с этолийскими Сотериями учредить в честь
нового покровителя новые игры – Ромеи.
Гегемония Рима принесла Дельфам не упадок, а, скорее, еще больший расцвет их
обаяния. До того они были стеснены неприязненными отношениями своих
покровителей-этолийцев к ахейскому союзу, отчуждавшими от них всю подвластную
последнему область: теперь это стеснение отпало, клиентела оракула расширилась
также и в эту сторону, а также и в сторону Италии. Росло и росло число
дельфийских "проксенов" (т.е. государственных гостеприимцев, по-нашему, почти
"консулов") по всей вселенной, становящейся постепенно из греческой
греко-римской: а так как Дельфы умело поддерживали связи и с литературным и
художественным миром, то и поэзия и изобразительные искусства взапуски украшали
земную обитель Аполлона. Одним словом, первое столетие римской гегемонии было
для Дельфов эпохой нового, еще не виденного благополучия; обращение Греции в
римскую провинцию около середины этого столетия ничего в этом отношении не
изменило.
Гром грянул в начале следующего. Очень вероятно, что пророчество Сивиллы,
грозившее сыну древней Трои гибелью через десять веков после смерти его
праматери, содействовало роковому безумию, обуявшему греческий мир. Этот срок –
83 год – приближался; но кто будет вершителем рока? Если вообще кто-либо, то,
конечно, могучий царь анатолийского востока, Митридат. И вот Эллада признает
его, отрекаясь от гибнущего Рима. Но Рим не погиб: его спасла могучая рука
Суллы, и легковерная Греция не замедлила почувствовать тяжесть этой руки.
Дельфы были разграблены, обаяние их прорицалища пало надолго. Из духовного
центра вселенной оно обратилось в скромный очажок местного значения, дававший
частным людям указания о местонахождении их беглых рабов и успешности
задуманных ими торговых предприятий. "Выдохлась, видно, вещая сила Земли,
вдохновлявшая некогда Пифию", – объясняли современные Цицерону греки.
§27
Упадку значения дельфийского оракула в I в. до Р.X. содействовало т
|
|