|
иношений и монет отлить большой винный сосуд, причем имена
жертвователей должны быть записаны на каменной плите, и в образованную же для
этого дела комиссию избрать двух ареопагитов, трех депутатов от народа и ex
officio жреца, стратега по общественным работам и архитектора по священным
постройкам; оропийцы – о таком же сплаве посвящений Амфиарая (М. 827); афиняне
о поручении кефисийцу Диоклу, согласно его предложению, дарового ремонта храма
Асклепия и Гигиеи с правом поместить об этом памятную надпись над дверьми "для
того, чтобы и других приохотить к, подражанию" (М. 690); смирнейцы – о
непричинении обид священным рыбам, "а буде кто таковую причинит, да погибнет он
лютою гибелью, сам будучи съеден рыбами" (М. 728).
Особенно часто имеет община суждение о надлежащем использовании доходов с
пожертвованных разными лицами на те или другие культовые нужды капиталов; так
дельфийцы – с приношения Аттала II, между прочим, на жертвы Аполлону, Артемиде
и Латоне (М. 263), они же и с пожертвования некоего Алексиппа в честь того же
Аполлона (Циен 78), итакийцы – с уступленной их Артемиде земли, причем
оговорено: "если кто ослушается, то будет заботой богини" (Циен 83); ферейцы –
с отказанной покойною Эпиктетой суммы на жертвоприношения 1) музам, 2) "героям"
Фениксу (ее мужу) и Эпиктете и 3) "героям" Кратесилоху и Андрагору (ее
сыновьям) (М. 1001); косцы – о порядке жертв Зевсу и Афине Спасителям из
средств Пифокла (Циен 131); илионцы – об использовании пожертвования Гермия для
праздника своих Панафиней (М. 731).
Столь же часто встречаем мы и похвалу от имени общины тому или другому
гражданину за его усердие в службе богу: граждане лаконского города Гифия
награждают пожизненным жречеством своих сограждан Филемона и Феоксена за по
стройку ими на свои средства храма Аполлона на площади (М. 185); самосцы в
Миное аморгинской "венчают" Гегесарету ради ее благочестивого отношения к богам
и дружелюбного – к ним самим (М. 713); афиняне венчают плющевым венком Зопира,
пославшего свою дочь кошеносицей на праздник Паллады, "ради его благочестия и
усердия в службе народу" (М. 688).
И так далее; мы можем привести лишь часть из сохранившегося, а сохранилась,
разумеется, лишь незначительная часть из того, что некогда было. Это во-первых;
а затем еще раз подчеркиваю, что за каждым таким свидетельством скрывается
целая община, дух которой таким образом в нем отражается. А вместе взятые эти
общины составляют Элладу.
Второй метод – изучение бесчисленных посвящений частных лиц тому или другому
богу – здесь может быть только указан издали; так как за каждым из них
скрывается только одно лицо, то образцы недоказательны, а для приведения серий
здесь нет места. Ограничусь одним примером, дающим нам косвенное доказательство
того, о чем идет речь. В Афинах постановляется принять меры к тому, "чтобы не
затемнялся кумир бога (какого, неизвестно – сохранился лишь обломок надписи)
множеством посвятительных дощечек; пусть же жрец перенесет их из храма на
паперть, и пусть впредь никто ни одной посвятительной дощечки не ставит в храм
без разрешения жреца". Циен, принявший эту надпись в свой сборник leges sacrae
(№ 39), очень удачно сравнивает ее с объявлением, прочитанным им на одной
католической часовне в деревне Арнсгаузен; его начало гласит так: "отныне
запрещается ставить посвятительные картины и дары в обновленной часовне, им
место на паперти".
Нет, положительно: оскудения религиозного чувства не замечается, Эллада
по-прежнему усердно служит своим богам. Оскудение сказывается в другой области,
тоже затрагивающей культ, но не чувство – в области экономической. Если не
считать выдвинувшегося, благодаря своему географическому положению, Родоса, то
Греция вообще обеднела, общинам трудно было сводить концы с концами, и их
гражданам тоже. Жрецы получали по обычаю отцов доходы с жертвоприношений;
явилась мысль обложить их податью в пользу государства. Она была осуществлена в
нашу эпоху кое-где по соседству с Азией введением азиатского обычая продажи
жреческих должностей, которого цветущая Греция не знала. Свидетельствует ли это
новшество об упадке религиозного чувства? Скорее, наоборот: оно доказывает
доходность жреческих должностей, а стало быть – усердие частных лиц в службе
богам. Наблюдается и другая перемена: если еще в III веке, в Афинах, отец,
обрадованный, что его дочь Фила была удостоена чести быть "аррефорой" Паллады,
посвящает богине ее изображение (М. 1041), то в следующем столетии, наоборот, в
тех же Афинах народ венчает плющевым венком такого же отца, нарядившего свою
дочь канефорой той же богини (М. 688). Эти венки и прочие награды, к слову
сказать, не следует понимать в смысле ослабления религиозного усердия у
награждаемых – без поощрения, мол, не согласились бы: приходилось превозмогать
экономические трудности, а тот факт, что награда исходила от народа,
неопровержимо доказывает, как уже было замечено, живость и силу религиозности у
этого народа.
§25
Сказанное относится ко всем вообще олимпийским богам. Проследить роль каждого
из них в религиозной жизни Эллады эпохи эллинизма нет ни возможности, ни
надобности; все же один из семьи олимпийцев заслуживает нашего особенного
внимания, как тот, который как бы сосредоточил в себе все значение и обаяние
явных культов Греции. Это тот, главный храм которого считался "общим очагом
Эллады" – Аполлон дельфийский. Велико было его значение в раннюю эпоху
греческой истории: он руководил колониальным движением, он благословлял и
свергал властителей, он вдохновлял законодателей и поэтов, он указывал всем
верующим пути их земной жизни. Но именно в эпоху расцвета это значение пошло на
убыль, чему виною была с
|
|