|
ие этого совпадения здесь и там, при
совершенно ином характере религиозного чувства в гимнах древней Греции, я и
поставил этот религиозный сентиментализм в счет не Каллимаху, а именно религии
эллинизма. Не будем считать его преходящим явлением: мы найдем его в гимнах и
размышлениях католической церкви, имеющих своим предметом страдания Спасителя и
печали Богородицы.
Мы могли это удостоверить для культа эллинистической Деметры и Адониса, так как
нам случайно сохранились стихотворения Каллимаха и Феокрита; и, конечно, мы не
сомневаемся в том, что нашли бы его и в гимнах в честь Аттиса и Сараписа –
пеанах Деметрия Фалерского, например, – если бы они до нас дошли; явление это,
таким образом, и всеобщее в нашу эпоху и, как доказывает только что приведенная
справка, очень живучее. Сравним же на этой почве древний культ Деметры, хотя бы
и эллинистической – с этими тремя новыми, хотя и эллинизованными; найдем ли мы
разницу?
Там Деметра тоскует по Коре; здесь Великая Мать – по Аттисе, Исида – по
Осирисе-Сараписе, Афродита – по Адонисе: тоска – мотив общий, вызывающий
симпатию участников празднества. Да, только там это была святая тоска матери по
утраченной дочери – здесь тоска любовницы по том, с кем она делила сладкие, но
слишком земные утехи чувственной любви. Элемент эротизма – законный где угодно,
но только не в религиозном чувстве – совсем отсутствовавший в чистых мистериях
Деметры, сильно расцветал в этих новых культах. Это не предположение; читатель
сам мог прочесть свидетельство:
Пух золотой на устах, молодое не колет лобзанье.
Вот на какие мысли и чувства наводило поклонников созерцание блаженства
божественной четы, предложенного их благоговейным взорам.
Тут, правда, напрашивается одно возражение, и даже два. Во-первых, можно
сказать, что и в исконно греческих мистериях этот элемент имелся налицо, если
не в элевсинских, то в орфических: ведь и Орфея любовь к невесте, к Эвридике,
заставила спуститься в преисподнюю. Это верно, и мы охотно пользуемся этим
красивым мифом в подтверждение нашего догмата, что "любовь – привратница
бессмертия". Но миф об Эвридике – не содержание орфических мистерий, а только
рамка, и не тоска Орфея, а страдания первозданного Диониса предлагались
симпатии верующих.
А во-вторых, можно попытаться выделить хоть таинства Исиды из этого круга: она
была, все-таки, не любовницей, а супругой убитого Осириса-Сараписа. И все же,
отвечу, на практике эротизм не был исключен, и мистерии Исиды стали не менее
соблазнительны, чем мистерии Кибелы и Аттиса. Овидий в своей легкомысленной
"Науке любви" прямо рекомендует их искателям игривых приключений (I 77):
Не забывай и святыни телицы в льняном облачении:
Дев она делает тем, чем была Зевсу сама.
Практика была очень красноречива; и мы имеем право утверждать, что религиозный
эротизм вырос на почве именно этих эллинизованных восточных культов. Появилось
полное соблазна мнение, противоположное тому, которое некогда создало
религиозное скопчество (§14): мнение, что чувственный экстаз – лучший путь к
религиозному экстазу... и все дальнейшее.
Появилось ли? Ясное дело, что мы не можем проследить всего подповерхностного
развития религиозных практик, да еще тайных. Мистерии Диониса в породившей их
варварской стране сопровождались половым разгулом; это было понятно, так как
они имели первоначально значение приворожения плодоносности к земле. Греция,
приняв их, очистила их от этого нежелательного элемента; можем ли мы поручиться,
что это ей удалось вполне? Но, во всяком случае, в самих мистериях, поскольку
они были греческими, этот эротизм не находил почвы; теперь же, с перенесением в
греческий мир этих восточных культов, он ее получил. Как религиозное скопчество,
так и религиозная хлыстовщина выросла в соблазнительной укромности восточных
таинств. Прошу сравнить нижеследующее надгробие нашей эпохи (I в. до Р. X.) в
честь одной такой духовной особы, причастной к культу и Великой Матери, и
Афродиты с Адонисом – надгробие, имеющее к тому же автором философа, хотя и
эпикурейской школы – Филодема:
Здесь шаловливое тело Тригонии нежной зарыто,
Здесь упокоила персть цвет сабакейских (?) гетер.
Были сродни ей беседка и шум вдохновенных кимвалов
И беззаботный задор, Матери милый Богов.
По сердцу женская служба была Афродите влюбленной;
Чары Лаиды-красы* ей открывались одной.
Почва святая, шипов не рождай над любимицей Вакха:
Белым левкоем, прошу, камень ее увенчай.
* Славнейшая из всех гетер, жившая в конце V века.
Надо ли настаивать на том, что и здесь эллинский дух покрыл тлен восточной
распущенности обычным белым левкоем своей неотъемлемой красоты? Он остался
верен себе; и все же это была опасная, роковая приправа. Сами ревнители этих
культов это поняли, и позднее, уже в эпоху империи, постарались их очистить от
нее; насколько это им удалось, покажет пятый очерк, но принцип "развратом
спасешься" так и не удалось вырвать из сознания людей. Он заразил и раннее
христианство, и молодой церкви стоило немалого труда его искоренить – поскольку
она его действительно искоренила.
Глава VI
ДРЕВНИЙ ОЛИМП
§24
Все вышеописанные почти исключительно мистические культы восходят так или иначе
к Деметре, богине таинств, и через нее к Матери-Земле; ими представлено
хтоническое начало греческой религии. Но мы видели, что, вышедши из заветных
недр Земли, они не удовольствовались той частью жизни верующих, которая
запечатлена вторжением загробного мира и заботой о "лучшей участи" в нем: боги
таинств взялись руководить человека и в его земной жизни с ее земными заботами,
обеспечивая ему, например, безопасное плавание по бурным морям, а упомянутый
девиз синопско-египетского пришельца "един Зевс-Сарапис", казалось, устраня
|
|