Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История от Древней до современной Греции :: Зелинский Ф. - Религия эллинизма
<<-[Весь Текст]
Страница: из 60
 <<-
 
нам его сохранил в клочках, подобно 
растерзанному телу его второго героя Осириса; но так как эти клочки 
укладываются в то целое, которое нам дает Плутарх, то мы и относимся с полным 
доверием к его знанию и добросовестности. Своим же исключительным воздействием 
на эллинское религиозное сознание Исида была обязана, в низменных сферах, тому, 
что она была волшебницей среди богов и учительницей магии – об этом потом; а в 
более высоких – тем ее качествам, о которых будет сказано здесь. 
Итак, Исида – дочь отца-земли и матери-неба, Геба и Нут; это антифизическое 
сплетение жреческой теологии не важно, важно то, что она – мать молодого солнца 
Гора (Horos). Как таковая, она богиня восточного небосклона; богиней западного 
стала ее сестра Нефтида (Nephthys), и их братьями были дневное, надземное 
Солнце, Осирис, и ночное, подземное, Сет-Тифон (Typhon). Братьями и в то же 
время мужьями: Исиды – Осирис, а Нефтиды – Сет. 
Это – в плоскости религии природы; а в плоскости истории – Осирис был древним 
царем Египта, мужем Исиды и братом обоих остальных. Но брак Сета и Нефтиды был 
бесплоден, что легко объясняется в плоскости религии природы; Нефтида устроила 
так, что Осирис совокупился с нею, приняв ее за Исиду, и родила ребенка. Родив 
его, она, однако, из страха перед мужем, его бросила; Исида, зная о происшедшем,
 его отыскала и (из любви к мужу, дополняем мы), воспитала; это был Анубис, 
отныне ее верный страж. 
Сет, (догадавшись и сам о происшедшем, дополняем мы опять) возненавидел своего 
брата и решил его погубить; для этого он воспользовался следующей хитростью. По 
размерам тела Осириса (которые он, надо полагать, узнал от Нефтиды) он заказал 
ларец; затем, устроив у себя пир и пригласив к нему и брата, он объявил, что 
подарит ларец тому, кому он придется впору. Стали пирующие поочередно в него 
ложиться; когда очередь дошла до Осириса, друзья Сета подбежали и заколотили 
ларец, после чего бросили его в Нил. 
Узнала о случившемся Исида; отрезав свои волосы и одевшись в траурные ткани, 
она отправилась искать своего мужа. Тем временем Нил отнес ларец в море, а море 
выбросило его у Библоса (египетского) на берег; на месте, куда он был выброшен, 
быстро выросло дерево-эрика и охватило его своим стволом. Библосский царь 
срубил дерево и, не заметив находившегося в нем ларца, сделал из него столб для 
своего дворца. Исида после долгих блужданий "по божественному наитию" пришла и 
в Библос. 
...Я пропускаю здесь подробности, слишком уже напоминающие службу Деметры у 
Метаниры и, по-видимому, уже после эллинизации Исиды заимствованные из 
элевсинского мифа; конец был тот, что Исида, выслужив столб, извлекла из него 
ларец и из ларца – труп Осириса. Она ласкает, оплакивает его; но что-то ее 
отзывает, она должна его бросить, а тем временем злой Сет подоспевает и находит 
тело своего брата. Чтобы предупредить его – не то оживление, не то похороны, он 
разрывает его на четырнадцать частей и разбрасывает по всей земле. Приходит 
Исида; новое отчаяние, новые поиски; она находит разрозненные части, собирает 
их; Нефтида присоединяется к ней, они вдвоем оплакивают погибшего. Но этого 
мало: Исида научилась волшебству, своими магическими средствами она возвращает 
покойному и целость, и жизнь. 
Тем временем подрос и Гор, сын Осириса и Исиды; подросши, он требует к ответу 
убийцу своего отца. Ответ в плоскости истории происходит перед судом, но в 
плоскости религии природы в пространстве, в "день ужасов", в виде поединка Сета 
и Гора. Сет превращается в разные чудовища, между прочим, в вепря; ему удается 
вырвать глаз у Гора (намек на затмение солнца), но и у него его противник 
вырывает ядра. К сражающимся является Исида; своими магическими средствами она 
возвращает сыну его глаз, но когда она таким же образом исцеляет и его врага, 
своего брата, возмущенный Гор отсекает ей голову... эта "ужасная черта" не 
встретила доверия со стороны благочестивого Плутарха, но мы тем более должны 
считать ее исконной. Гермес-Тот, в свою очередь, исцелил Исиду, и при 
посредничестве богов спор между всеми участвующими был улажен. 
Знакомый с греческим мифом читатель признает тут первообраз или, по крайней 
мере, параллель к трагической истории Атридов: Осирис – Агамемнон, Сет – Эгисф, 
Гор – Орест; Исида соответствует Клитемнестре, и для этой параллелизации мотив 
ее обезглавления ее сыном особенно драгоценен. Но это мимоходом. В египетской 
религии миф об Осирисе был прототипическим для обрядности похорон умерших в 
видах их оживления на том свете. Исида указала для этого путь; соблюдая 
примененные ею магические практики, всякий покойник становился Осирисом, с 
каковой целью ему и давалась в качестве путеводителя на том свете знаменитая 
книга "о выходе с дня" ("книга мертвых", как ее со времени Лепсиуса принято 
называть). Магию мы пока оставляем в стороне; важно то, что Исида научила 
смертных, как уготовить себе... грек бы выразился: лучшую участь в царстве Аида.
 
Об этом тотчас; еще одно замечание, прежде, чем мы покинем пересказ Плутарха. 
Внимательный читатель не мог не заметить, что в нем встречается явное удвоение: 
Сет дважды злоумышляет против брата, Исида дважды его находит, дважды 
оплакивает. Прибавим тут же, что древнеегипетский миф этого удвоения не 
признает: у него Исида только раз спасает Осириса, воссоединяя его тело. Не 
спорю, что в более обстоятельном рассказе крутость могла быть смягчена. Я 
представляю себе дело так: Исида находит труп Осириса в ларце, она хочет 
возвратить ему жизнь, но для этого ей надо научиться магии. Спрятав дорогое 
тело, она отправляется к Гермесу-Тоту и становится его ученицей (на это имеются 
намеки в мифах) . Опытной волшебницей она возвращается туда, где она спрятала 
труп Осириса – но его тем временем нашел и растерзал Сет. Она вторично его ищет,
 и т. д. 
Так, вероятно, передавал дело источник Плутарха; но при всем том удвоение 
остается удвоением. И читатель не затруднится припомнить, что мы такое же 
удвоение на том же, так сказать, месте рассказа нашли и в мифе об Аттисе (§13). 
И там мы установили его происхождение и смысл: причиной возникновения был 
вариант, введенный Тимо
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 60
 <<-