|
возникло могущественное государство, именовавшееся Атлантидой, власть
которого простиралась и по эту сторону Геракловых столпов вплоть до Египта и
Тирренского моря. Цари Атлантиды задумали покорить все прочие народы, жившие
западнее проливов, и ввергнуть их в рабство. Но благодаря мужеству и
самоотверженности жителей Афинского государства захватчики были отражены, а
народы, которым угрожало порабощение, получили свободу.
Позднее невиданные землетрясения и наводнения привели к тому, что Атлантида
исчезла, поглощенная морской пучиной. По просьбе собеседников Критий обещал
продолжить свой рассказ об Атлантиде после лекции Тимея о происхождении и
устройстве космоса; этот рассказ должен был составить содержание следующего
диалога ("Критий"). К сожалению, от этого диалога до нас дошло только начало -
то ли потому, что его продолжение было позднее утеряно, то ли по той причине,
что Платон вообще не успел его написать.
В последних диалогах Платона, в том числе и в "Тимее", почти не употребляется
термин "варвары". Как жители Атлантиды, так и египтяне не были греками и
говорили на языках, непонятных грекам. Но уровень цивилизации этих народов был,
по мнению Платона-, бесконечно выше греческой жизни и культуры, не говоря о том,
что они жили намного (на несколько тысячелетий) раньше современных Платону
греков. По-видимому, Платон считал вообще ошибочным разделение народов на две
группы - эллинов и варваров. Об этом он прямо говорит в диалоге "Политик", где
обсуждается метод разделения на два (diairesis). Применяя этот метод, следует
избегать ошибок вроде той, которую допускают, "пытаясь разделить надвое
человеческий род... выделяя из всех народов эллинов" и давая "остальным
племенам - бесчисленным, не смешанным между собой и разноязычным - одну и ту же
кличку "варваров". То же самое, как если бы кто-нибудь вздумал разделить число
на два вида и, выделив из всех чисел мириаду, представил бы ее как один вид, а
всему остальному дал бы одно имя и считал бы из-за этого прозвища, что это
единый вид, отличный от того, первого" [4, 262 d-е].
Из этой цитаты ясно следует, что Платон (во всяком случае поздний Платон) не
принимает общепринятого деления людей на эллинов и варваров.
Возвращаясь к началу этой статьи, мы не можем не задать вопроса - почему
Аристотель в "Политике" вернулся к традиционной точке зрения,
противопоставлявшей эллинов варварам, которая уже Платону казалась ретроградной.
Приведенная нами цитата ("варвар и раб по природе своей понятия
тождественные") была отнюдь не единственным высказыванием Аристотеля на эту
тему. Там же Аристотель ссылается на Эврипида, устами своей героини
заявлявшего: "прилично властвовать над варварами грекам" ("Ифигения в Авлиде").
А в третьей книге "Политики" Аристотель дает развернутое обоснование своей
концепции варварства: "Так как по своим природным свойствам варвары более
склонны к тому, чтобы переносить рабство, нежели эллины, и азиатские варвары
превосходят в этом отношении варваров, живущих в Европе, то они и подчиняются
деспотической власти, не обнаруживая при этом никаких признаков неудовольствия"
[1, кн. III, IX, 3].
Для того чтобы полностью осознать государственно-правовую концепцию Аристотеля,
необходимо остановиться на классификации видов государственного устройства,
которую дает Аристотель. По его мнению, существует три "правильных" вида
государства: это монархия (правление одного), аристократия (правление немногих)
и полития (правление большинства граждан данного государства). Этим трем видам
противостоят три "неправильных" вида: тирания, олигархия и демократия. В
тирании правление государством осуществляется не в пользу всего общества, а в
пользу одного лица; в олигархии оно осуществляется в пользу немногих, а в
демократии (в ее крайних формах) власть оказывается в руках массы населения, в
основном неимущей. По мнению Аристотеля, наиболее справедливой формой
государственного устройства является полития, когда правящим слоем в
государстве оказываются ни богатые, ни бедные, а средние по своему
имущественному достатку граждане. Чтобы предотвратить возможность перехода
политии в демократию (подобно той, которая существовала в Афинах), необходимо
ограничить число лиц, получающих права гражданства в государстве. В частности,
в число граждан не должны допускаться ремесленники, поденщики, землепашцы и
другие лица, добывающие средства к существованию исключительно физическим
трудом.
Полноправными гражданами могут быть лишь тяжеловооруженные военные (гоплиты),
лица, занимающие те или иные государственные должности, землевладельцы (т. е.
земельные собственники), жрецы, люди интеллектуальных профессий (например,
философы). Не разрешается быть гражданами незаконнорожденным, а также лицам,
один из родителей которых не являлся гражданином, а был варваром или рабом.
Аристотель указывает, что в чистом виде полития встречалась в Греции очень
редко. Он приводит лишь несколько примеров из далекого прошлого, причем в этих
примерах полития обычно трансформировалась в олигархию или в демократию
крайнего типа. Почему же именно этот тип государственного устройства Аристотель
считает наилучшим? Это объясняется той социально-политической обстановкой, в
которой к этому времени оказался греческий мир. Именно в эти годы войска
Александра Македонского завоевали громадные территории Азии, до этого
находившиеся под властью персидской империи. Эти завоевания сопровождались
интенсивным градостроительством. Возникали новые города, основную массу
населения которых вначале составляли военные, отставники, пенсионеры, а в
дальнейшем и многочисленные иммигранты из Старой Греции. Территорию и
численность населения этих городов можно было планировать заранее; все это
представлялось Аристотелю очень удобным для проведения грандиозного
эксперимента - создания целого ряда политий, организованных в соответствии с
теми принципами государственного устройства, которые были сформулированы в его
"Политике".
Эти
|
|