|
идеи были, по-видимому, как-то согласованы Аристотелем с намерениями его
гениального ученика - Александра Македонского. В "Политике" имеется одно
интереснейшее место, которое многим историкам античности казалось загадочным.
Рассуждая о политий, Аристотель пишет: "В силу указанных причин средний
государственный строй либо никогда не встречался, либо редко и у немногих. Один
лишь муж в противоположность тем, кто прежде осуществлял главенство, дал себя
убедить ввести этот строй" [1, кн. IV, IX, 12].
Многие исследователи античности ломали себе голову над тем, кого имел в виду
Аристотель, говоря о некоем анонимном "муже". В этой связи называли Солона и
других законодателей древности. Языковый анализ этого места, проведенный
профессором А И. Доватуром, показывает, что говоря об "одном муже", Аристотель
не мог иметь в виду какого-то древнего законодателя, а скорее всего намекал на
своего современника. Таким современником мог быть только Александр Македонский.
Против этой точки зрения выдвигались возражения хронологического характера:
прежде считалось, что "Политика" принадлежит к сравнительно ранним сочинениям
Аристотеля. При этом, однако, не учитывалось, что "Политика", как и другие
дошедшие до нас трактаты Аристотеля, представляет собой не обработанное
литературно сочинение, а скорее запись лекций, к которым Аристотель
неоднократно возвращался, доделывая их и включая в них новые куски. К такого
рода вставкам относится, возможно, и приведенная выше фраза об "одном муже".
Поскольку в данном случае речь шла о живом человеке и притом об ученике
Аристотеля, было вполне естественно, что Аристотель не назвал его по имени.
Наоборот, было бы очень странно, если бы, имея в виду Солона или кого-либо
другого из древних законодателей, Аристотель ограничился анонимным намеком, как
он поступал, например, в отношении Платона и других своих современников.
В ходе Великого похода выяснилось, что Александр отнюдь не собирается следовать
советам своего учителя. Прежде всего, его отношение к варварам оказалось
совершенно другим, чем у Аристотеля. Если Стагирита интересовали прежде всего
греческие дела, а весь прочий мир характеризовался им как мир варваров, то для
Александра Греция была маленькой страной среди великолепных древних цивилизаций
Персии, Египта, Вавилона, а Македония казалась ему провинциальным, захолустным
уголком, покинув который, он уже никогда больше туда не возвращался.
Идея полиса, классического города-государства, стала казаться в это время
устаревшей и не соответствовавшей новому представлению о мире. Возникавшие на
Востоке греческие города уже не обладали самостоятельностью полисов; они были
частью великой империи и постепенно из греческих поселений превращались в
космополитические общины. Сам Александр не только не препятствовал этому
процессу, но всемерно содействовал ему.
Характерно, что Александр взял в жены (не в наложницы!) не гречанку, а дочь
бактрийского царя красавицу Роксану, последующая трагическая судьба которой (и
ее сына) привлекла внимание многих писателей, включая Расина.
Александр не только отменил юридические привилегии македонцев над воинами и
офицерами других национальностей, но и предпринял попытку ассимиляции высшего
слоя своей армии и персидской аристократии. А именно, следуя своей привычке
вмешиваться в частную жизнь своих подданных (в чем он сильно напоминал Петра
Великого), Александр предписал семидесяти своим военачальникам взять в жены
специально им самим отобранных красивых персидских девушек. Их примеру
последовали тысячи других офицеров. Это произошло уже незадолго до смерти
Александра. Неожиданная кончина великого полководца привела к резкому изменению
взятого им курса. Все привилегии македонских офицеров были тотчас же
восстановлены, а из семидесяти навязанных Александром браков прочным оказался
только один - брак будущего основателя династии Селевкидов, Селевка I Никатора.
Селевк искренне полюбил свою персидскую жену и прожил с ней до конца своей
жизни.
Надо сказать, что все предпринимавшиеся в истории попытки искусственной
ассимиляции (слияния) двух различных этносов оканчивались неудачей. В наше
время многие политические деятели - от Маркса до Сталина - считали неизбежной
ассимиляцию евреев с той этнической средой, в которой им довелось оказаться. На
самом же деле, несмотря на множество смешанных браков, на отход большинства
евреев от иудаистской религии, наконец на гонения, которым подвергались евреи в
течение многих столетий, - национальное сознание еврейского народа не только не
слабело, но становилось все более прочным и ярко выраженным. Особую роль в этом
процессе сыграло возникновение государства Израиль и обретение евреями своего
древнего языка - языка Библии - в качестве государственного и общенародного
языка.
На этом я заканчиваю мои отрывочные размышления о существовании расизма в
Древней Греции. Эпоха эллинизма была эпохой космополитической, когда стерлась
грань между "эллином и иудеем". Далеко не случайно, что Христос с его
проповедью братства всех людей появился именно в эпоху эллинизма. Христианское
братство отнюдь не означало ассимиляции различных народов; оно было предвестием
будущих отношений между народами - тех отношений, которые до сих пор еще
кажутся нам недостижимым идеалом.
Список литературы
1. Аристотель. Политика / Пер. С. А. Жебелева // Соч.: В 4 т. М., 1984. Т. 4. С.
375-644.
2. Diels H. War Thales ein Semite? // Archive fur Gedichte der Philosophie.
1988. II. S. 165-170.
3. Геродот. История / Пер. Г. А. Стратановского. Л., 1972.
4. Платон. Политик / Пер. С. Я. Шейман-Топштейн // Соч.: В 3 т. М., 1972. Т. 3.
С. 10-82.
|
|