|
а понятно, почему обеспокоенные карфагеняне одновременно отправили
Гимилькона на север, где он продвинулся дальше Нормандских островов и обнаружил
Касситериды, а Ганнона - к югу, где он также проплыл до Сенегала или чуть
дальше: их целью было проверить, что искали в океане массалиоты и что им
удалось найти. А чтобы в дальнейшем не забивать себе голову подобными
сомнениями, карфагеняне где-то между 525 и 509 годами до н. э. блокировали
пролив, тем более что, как оказалось, это самый простой и удобный путь к олову.
Так могло быть, но мы не знаем, было ли в действительности.
Не знали этого и массалиоты. Странно, но факт - имя Эвтимена не
упоминается, кажется, ни одним историком или географом, кроме Аэция, Сенеки и
Марциана Гераклейского. До сих пор нет единого мнения и о том, когда жил этот
незаурядный человек. Самой убедительной датой остается 530 год до н. э. Пожалуй,
сегодня можно по пальцам перечесть тех немногих, кто считает Эвтимена
современником Пифея и полагает, что оба они повторили через два столетия то,
что свершили Гимилькон и Ганнон.
Зато мимо имени Пифея не может пройти никто из тех, кто занимается
проблемой арктических и субарктических плаваний в древние века или
исследованием античных торговых путей олова и янтаря. Полное или почти полное
отсутствие сведений о Ганноне, Гимильконе и Эвтимене могло бы послужить поводом
для написания захватывающего историко-приключенческого романа в духе И. А.
Ефремова - романа, где фантазия автора не сдерживается ничем, кроме
исторического фона. Могло бы - но не послужило. Путешествие Пифея в этом смысле
материал куда более выигрышный. Нужно лишь, выражаясь языком Ф. Лаллемана,
автора одной из очень немногих художественных книг об этом необыкновенном
человеке, выстроить мост, используя опоры, расставленные Пифеем в северных
областях Ойкумены. Вопрос заключается в том, какое направление примет этот мост
и куда он может привести. Таких "опор" дошло до нас совсем немного. Это -
названия местностей, где побывал великий массалиот. Мы знаем о них благодаря
ожесточенной полемике среди античных авторов, приводящей лишь к единственному
выводу: они сами зачастую не имели ни малейшего понятия, о каких местностях
вели спор. Для нас потеряна и еще одна немаловажная деталь: в какой
пространственной и временной последовательности нужно расставить эти "опоры",
чтобы можно было реконструировать хотя бы самые общие очертания "моста"? Для
Эратосфена, Страбона, Полибия это, вероятно, не составляло тайны, мы же
вынуждены пользоваться косвенными и противоречивыми данными, дополняя их,
реконструируя и увязывая между собой как кому заблагорассудится. Вот почему не
только время путешествия, его маршрут, но и сам Пифей такой разный у И.
Лелевеля (1836) и Ф. Келера (1903), Ф. Лаллемана (1956) и Р. Кнаповского (1958),
Д. Штихтенота (1959) и А. Б. Дитмара (1963).
Известно, что Пифей был выдающимся ученым древности - математиком,
астрономом, географом, этнографом, обладавшим живым и острым умом и незаурядной
способностью к аналитическому мышлению. Известно, что он совершил одно или два
путешествия в "страны олова и янтаря" и, судя по обмолвкам древних авторов,
оставил один-два перипла - "Об океане" и(или) "Описание Земли". Однако
подлинная цель этих путешествий загадка. Неясно, кто и зачем финансировал
экспедиции, неизвестны годы жизни Пифея, его социальное положение и даты
путешествий. Не следует, кроме того, забывать, что на страницах античных
сочинений мы видим Пифея глазами его недоброжелателей и весьма пристрастных
критиков, особенно Страбона, зачастую передающего мнение Полибия. Неизвестно,
как отнеслись к рассказам Пифея об отдаленных от греческого мира странах его
современники, но с легкой руки того же Страбона, чья "злоба кабинетного ученого
против исследователя" на многие века предопределила отношение к сообщениям
Пифея, этот человек вплоть до нашего времени считался всеми Великим Лжецом и
злостным дезинформатором.
После реабилитации Пифея как ученого, и притом правдивого, иные
исследователи ударились в противоположную крайность: из Великого Лжеца его
делают подчас Великим Апостолом. Многие научные заметки древних, не имеющие
авторства или авторство которых весьма спорно, приписывают теперь Пифею,
"притягивая их за уши" в IV век до н. э. и как бы давая этим понять, что, кроме
Пифея Апостола, никто не был способен в этом IV веке сказать что-нибудь путное
по части астрономии, математики, а тем паче - географии европейского Севера.
Что ж, это можно понять: запоздалые попытки загладить вину перед оклеветанным
нередко выливаются в излишества.
В книге Ф. Лаллемана таких излишеств немного, и вызваны они двумя
причинами - загадками Пифея и Массалии. Скудость исторического материала, с
одной стороны, и новые факты, добытые археологами из земли и с морского дна за
последние тридцать лет, - с другой, привели к необходимости снабдить этот
"роман-гипотезу" комментарием и словарем, что, впрочем, не мешает восприятию
художественного текста теми, кто достаточно хорошо знаком с проблемой или,
напротив, не желает чересчур глубоко вникать в нее. Несмотря на то что книга
эта построена на научных данных, все же "Пифей" - чисто художественное
произведение, и именно так надо к нему относиться. Написана она не столько
писателем, сколько археологом, а избранный автором жанр дневника, редкий сам по
себе, усиливает эффект достоверности и помогает "не заметить" некоторые
анахронизмы и погрешности, вкравшиеся в текст. При талантливом изложении в этом
жанре читатель на каком-то этапе "становится автором": чувствует, рассуждает и
переживает, как сам герой. Изложение Ф. Лаллемана настолько талантливо, что
постоянно ловишь себя на мысли: кем же все-таки его считать - археологом или
писателем?
Со времени выхода "Бортового дневника Пифея" во Франции, как уже
говорилось, минуло три десятилетия, а книга учителя и друга Лаллемана доктора
Гастона Броша "Пифей из Массалии" отметила свой полувековой юбилей в 1985 го
|
|