Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История от Древней до современной Греции :: Прокопий Кесарийский - Война с персами. Война с вандалами. Тайная история
<<-[Весь Текст]
Страница: из 242
 <<-
 
лопоннеса, они удалились. (12) 
Немного спустя персы, нарушив мир, причинили много ужасных бедствий римлянам на 
востоке, о чем я сейчас и начну свой рассказ. (13) Велисарий, взяв в плен 
Витигиса, короля готов и италийцев, привез его живым в Виз?нтий259. А я перейду 
к тому, как персидское войско вторглось в земли римлян.
      (14) Когда василевс Юстиниан заметил, что Хосров собирается начать против 
него войну, он решил обратиться к нему с увещанием и попытаться отклонить его 
от этого намерения. (15) Случилось так, что в это время прибыл в Виз?нтий некто 
из Дары, по имени Анастасий, человек, известный своим благоразумием, который 
еще недавно низложил объявившегося там тирана260. (16) Этого Анастасия Юстиниан 
и отправил к Хосрову с посланием. Содержание послания было следующим: (17) 
«Люди разумные, которые в достаточной мере чтут божество, всеми силами должны 
устранять возникающие поводы к войне, особенно между людьми, весьма 
дружественными между собой. Напротив, людям неразумным и ставящим ни во что 
враждебное отношение к себе божества свойственно придумывать не имеющие 
оснований поводы к войне и смятению. (18) Для них не составляет никакого труда, 
нарушив мир, перейти к войне, поскольку, согласно закону природы, у самых 
негодных людей легко пробуждаются самые скверные чувства. (19) Но начавшим 
войну по своему произволу не так легко, думаю, опять вернуться к миру. (20) 
Однако ты упрекаешь нас за письма, написанные без всякой задней мысли, и 
спешишь истолковать их теперь по собственному произволу не в том смысле, в 
каком мы их писали, а как тебе кажется выгодным для исполнения твоего желания, 
стремясь это сделать не без некоторого благовидного предлога. (21) Нам легко 
показать, что твой Аламундар недавно произвел набег на наши земли и совершил во 
время мира ужасающие дела: захват укрепленных мест, грабеж имущества, убийство 
людей и обращение многих из них в рабство, относительно чего не тебе жаловаться 
на нас, а самому бы следовало оправдываться перед нами. (22) Не мысли, а дела 
показывают соседям, кто заслуживает упреков за содеянные несправедливости. Тем 
не менее, несмотря на все эти обстоятельства, мы намерены даже и так сохранить 
мир, ты же, как мы слышим, стремясь начать войну с римлянами, придумываешь 
обвинения, никоим образом к нам не относящиеся. (23) Да это и естественно: те, 
которые стараются сохранить нынешние отношения, даже там, где можно сделать 
серьезный упрек, отказываются от обвинений против своих друзей; те же, которых 
не удовлетворяют узы дружбы, стараются выдумать необоснованные предлоги. (24) 
Поступать так, казалось бы, неприлично даже любым частным лицам, не говоря уж 
царям. (25) Но, оставив в стороне все это, подумай, сколько людей падет с обеих 
сторон в этой войне и кто по справедливости будет нести вину за то, что 
случится; вспомни о клятвах, которые ты произнес, получив деньги. Хотя ты 
беззаконно презрел их, но извратить их ты не сможешь никакими хитростями и 
выдумками, ибо божество слишком могущественно, чтобы какие бы то ни было люди 
могли его обмануть»261. (26) Когда Хосров познакомился с доставленным ему 
посланием, он не дал никакого ответа и не отпустил Анастасия, велев ему 
остаться при нем.
      V. Когда зима была уже на исходе и заканчивался тринадцатый год <540 г.> 
единодержавной власти Юстиниана262, Хосров, сын Кавада, с наступлением весны 
вторгся с большим войском в римские пределы, открыто уже нарушив так называемый 
вечный мир. Он продвигался не по земле, расположенной между реками, но имея 
Евфрат с правой стороны263. (2) По ту сторону реки расположено последнее 
римское укрепление по имени Киркесий. Это очень мощное укрепление, поскольку 
крупная река Аворрас, имея здесь свое устье, впадает в этом месте в Евфрат, 
укрепление же расположено в том самом углу, который образован слиянием двух рек.
 (3) Кроме того, другая длинная стена, заключая пространство между реками, 
завершает вокруг Киркесия форму треугольника264. (4) Поэтому Хосров, не желая 
ни брать приступом столь сильное укрепление, ни переходить назад Евфрат, не 
задерживаясь двинул свое войско дальше, решив идти на сирийцев и киликийцев. 
Пройдя вдоль берега Евфрата расстояние, равное трем дням пути для 
легковооруженного воина, он достиг города Зиновии. Некогда этот город выстроила 
Зиновия и, что вполне естественно, дала ему свое имя. (5) Была Зиновия женой 
Одоната265, вождя тамошних сарацин, издревле являвшихся союзниками римлян. (6) 
Этот Одонат вернул римлянам восточные земли, оказавшиеся под властью мидийцев. 
Но это происходило в давно прошедшие времена. (7) Подойдя близко к Зиновии и 
заметив, что укрепление ничем не примечательно, а прилегающая к нему область 
безлюдна, Хосров, опасаясь, как бы бесполезно потраченное здесь время не 
помешало его великим планам, попытался овладеть городом на условии добровольной 
сдачи, но поскольку в этом не преуспел, он быстро двинул войско вперед.
      (8) Проделав такой же путь, он достиг города Сурона266, расположенного на 
берегу Евфрата. Оказавшись совсем близко от него, он здесь остановился. (9) И 
тут случилось так, что конь, на котором восседал Хосров, заржал и ударил 
копытом о землю. Обдумав это, мага заявили, что город будет взят. (10) Хосров, 
разбив лагерь, послал войско к стене, чтобы взять укрепление. (11) Гарнизоном 
города командовал тогда некто Аршак, армянин по происхождению. Он вывел солдат 
на зубцы стен и, упорно сражаясь там, убил многих врагов, но сам умер, 
пораженный стрелой. (12) День уже клонился к вечеру, и персы возвратились в 
лагерь, с тем чтобы на следующий день вновь приступить к атаке. Римляне же, 
упав духом после смерти своего военачальника, решили молить Хосрова о пощаде. 
(13) На следующий день они послали городского епископа, чтобы он молил за них и 
просил милости для города. Итак, он в сопровождении нескольких служителей, 
несущих птицу, вино и белый хлеб267, явился к Хосрову. Пав наземь, он начал со 
слезами просить его пощадить несчастных людей и город, который ничего не значил 
для римлян и который и для персов никогда в прошлом не имел никакого значения и 
не будет иметь его никогда в будущем. Он обещал, что они дадут достойный 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 242
 <<-