|
Без всякого
основания он грабил их имущество и обложил их неслыханным налогом в четыре
кентинария. Не в силах выносить его далее, армяне, составив заговор, убили его
и бежали в Фарангий248.
(8) Поэтому василевс послал против них из Византия Ситу, который
находился здесь с тех пор, как между римлянами и персами был заключен мирный
договор. (9) Прибыв к армянам, Сита поначалу медлил с военными действиями, но
старался мягким обращением привлечь людей и вернуть их на прежние земли, обещая
уговорить василевса отменить новый налог. (10) Но когда василевс,
руководствуясь доносом Адолия, сына Акакия, стал бранить его, сильно упрекая за
медлительность, Сита начал готовиться к схватке. (11) Прежде всего он попытался
обещанием великих благ склонить на свою сторону и присоединить к себе некоторых
армян, чтобы было легче и без особого труда осилить остальных. (12) Влиятельный
и многолюдный род Аспетиан249 захотел присоединиться к нему. (13) Послав к Сите
своих людей, они просили дать им письменную клятву в том, что, если они во
время сражения оставят своих соплеменников и перейдут к римлянам, они не
потерпят никакого ущерба и сохранят все свои владения. (14) Довольный этим,
Сита написал письмо, дав клятву, как они просили. Запечатав послание, он
отправил его к ним. (15) Уверенный в том, что с их помощью он без боя выиграет
войну, он отправился со всем войском к местечку Инохалаку, где был расположен
лагерь армян. (16) По какойто случайности те, которые несли письмо Ситы, идя
другой дорогой, никак не могли встретить Аспетиан. (17) Часть же римской армии,
встретив некоторых из них и не зная о соглашении, обошлась с ними как с врагами.
(18) И сам Сита, захватив гдето в пещере их детей и жен, убил их, то ли не
узнав их род, то ли в гневе на Аспетиан за то, что они не присоединились к нему,
как было условлено.
(19) Те, охваченные гневом, вместе с остальными построились для битвы.
Так как местность, где находились оба войска, была неудобной изза теснин и
крутых гор, они сражались не в одном месте, а рассеявшись по предгорью и
ущельям. Случилось так, что небольшой отряд армян, с одной стороны, и Сита с
немногими своими воинами, с другой, оказались поблизости друг от друга,
отделенные горной лощиной. И те, и другие были всадниками. (20) Сита, перейдя
лощину с небольшим числом спутников, начал теснить врагов. Армяне, отступив
назад, остановились. Сита тоже больше их не преследовал, по остался на месте.
(21) Неожиданно один из римских солдат, только что преследовавший врагов, родом
герул, возвращаясь в полном воодушевлении, оказался возле Ситы и его людей.
Сита в это время стоял с воткнутым и землю копьем. В стремительной скачке конь
герула сокрушил копье. (22) Это сильно огорчило стратига. Наблюдая эту сцену,
какойто армянин узнал его и стал уверять всех, что это сам Сита. Ибо в ту пору
у Ситы не оказалось шлема на голове. Таким образом, врагам стало ясно, что это
он пришел сюда, имея при себе немногочисленный отряд. (23) Сита услышал слова
армянина, и, так как копье его сломленным лежало на земле, обнажил меч и
попытался тотчас же перейти лощину обратно. (24) С большим рвением враги
погнались за ним. Ктото, настигнув его в лощине, ударил его мечом наискось по
макушке. Кожа на темени была содрана, но череп оказался совершенно не задетым.
(25) Сита помчался быстрее, чем прежде, но тут Артаван, сын Иоанна из рода
Аршакидов250, напал на него сзади и убил его, поразив копьем. (26) Так изза
пустяка погиб Сита, недостойно своей доблести и постоянных подвигов,
совершенных им в борьбе с врагом. Он был очень хорош собой, храбр как воин и
никому не уступал как полководец. (27) Некоторые говорят, что Сита погиб не от
руки Артавана, но что убил его Соломон, весьма незначительный среди армян
человек.
(28) После смерти Ситы василевс направил против армян Вузу. Тот на своем
пути туда отправил к армянам посланника с обещанием примирить всех армян с
василевсом и предлагая, чтобы ктонибудь из видных армян прибыл к нему для
переговоров по этому поводу. (29) У остальных армян не было оснований доверять
Вузе, и они не хотели принимать его предложений. Но был среди них один Аршакид
по имени Иоанн, отец Артавана, находившийся с ним в большой дружбе. Доверяя
Вузе как Другу, он вместе со своим зятем Вассаком и еще несколькими людьми
отправился к нему. Прибыв и остановившись на ночь в том месте, где они должны
были на следующий день встретиться с Вузой, они почувствовали, что попали в
окружение римского войска. (30) Зять Иоанна Васак251 всячески уговаривал того
воспользоваться бегством. Когда же он не смог его убедить, он, оставив его там
одного, вместе со всеми остальными тайком от римлян ушел назад той же самой
дорогой. (31) Найдя Иоанна одного, Вуза убил его. Тогда армяне, потеряв всякую
надежду на соглашение с римлянами и не имея возможности превзойти василевса в
войне, явились к персидскому царю во главе с Васаком, человеком очень
энергичным252. (32) Первые из них, представ перед Хосровом, сказали следующее:
«О владыка, многие из нас Аршакиды253, потомки того Аршака, который не был
чужим для парфянских царей, когда власть над персидским государством находилась
в руках парфян. Это был славный Царь, ни в чем не уступавший своим
современникам. (33) Теперь же мы пришли к тебе как беглые рабы, ставшие ими,
однако, не по собственной воле, но в значительной степени по принуждению, на
первый взгляд, изза Римской державы, на деле же по твоему решению. (34) Ибо
позволяющий тому, кто хочет поступать несправедливо, сам поистине является
виновником свершившегося. Чтобы можно было проследить весь ход событий, мы
начнем со времени более раннего. (35) Итак, Аршак, последний царь наших предков,
добровольно отказался от своей власти в пользу римского автократора Феодосия с
тем условием, чтобы все, кто до конца времен будут принадлежать к его роду,
пользовались полной свободой, и, кроме того, никогда не платили никаких налогов.
(36) И мы пользовались этим договором до тех пор, пока вы не заключили этот
знаменитый мирный договор. Если бы ктонибудь назвал его всеобщим бедствием,
думается нам, он не ошибся бы. (37) Ибо с тех пор тот, кто, о
|
|