|
т "видимый"!), где и родились близнецы Артемида и Аполлон.
Долго еще жители оберегали пальму, к которой якобы прислонялась Латона во время
родов. Сам же Делос был объявлен священной землей. Сюда не пускали даже смерть
-
умирающих переносили на соседний остров. Делос стал позднее общегреческим
торговым центром, здесь хранились огромные сокровища. Но жители даже не считали
нужным возводить стены и делать укрепления: предполагалось, что святость этого
места надежно оберегает его.
Ежегодно из Афин прибывал сюда корабль с паломниками. По преданию, это был
тот самый корабль (его регулярно чинили и подновляли!), на котором легендарный
герой Тесей отправился на Крит, чтобы убить Минотавра. Юноши же, сопровождавшие
его, посвятили корабль Аполлону и дали обет совершать паломничества на Делос,
если бог спасет их. Время, пока судно находилось в пути, тоже считалось
священным, и в Афинах даже запрещалось в этот период приводить в исполнение
смертные приговоры. Потому-то и отсрочили на месяц казнь знаменитого мудреца
Сократа, осужденного за дерзкие речи против богов и государственных законов.
Правда, философ не воспользовался благоприятной возможностью бежать из тюрьмы и
предпочел принять яд, но не отступиться от своих принципов, один из которых
гласил: "Главное - не в том, чтобы жить, а в том, чтобы жить честно".
Существовал ли действительно Тесей и имеет ли какой-нибудь реальный
исторический смысл легенда о его поединке с Минотавром, об этом еще будет
сказано. Но на примере Делоса нетрудно заметить, что с помощью мифов пытались
объяснить происхождение тех или иных обычаев, пришедших из глубокой древности,
доказать особое место, особые права различных городов, каждый из которых
претендовал на исключительное внимание со стороны богов и людей.
Города избирали того или иного бога своим покровителем, чтили священные
реликвии, которые должны были подтвердить благосклонность олимпийцев. Но
всеобщим признанием пользовались именно святилища Аполлона. Именно к нему
летели
мольбы отовсюду, именно перед ним трепетали больше, чем перед Зевсом.
Даже Олимп охватывал ужас, когда появлялся "сребролукий",
"ширококолчанный", "золотоволосый" Аполлон Дальновержец.
По дому Зевса пройдет он, - все боги и те затрепещут;
С кресел своих повскакавши, стоят они в страхе, когда он
Ближе подступит и лук свой блестящий натягивать станет.
И лишь когда Латона усадит его и сам Зевс - не кто иной! - подаст ему чашу
с нектаром, только тогда боги могут перевести дух. Но, по правде говоря, неясно,
чего опасались олимпийцы - как-никак бессмертию их ничто не угрожало. А вот
людям ослепительный Феб казался грозной, неотвратимой силой. Человек
скоропостижно скончался? Значит, его поразила стрела Аполлона. При этом в мифах
нигде не видно, чтобы грозный бог отличался милосердием, проявлял сострадание.
Он холоден и бессердечен. Десятки людей - виновных и невинных - стали жертвой
его гнева. Среди них и беззащитные старики, и дети Ниобы, и герои, сражавшиеся
под Троей, в том числе непобедимый Ахилл. Единственным уязвимым местом Ахилла
была пятка, за которую держала его мать, закалявшая своего сына тем, что по
ночам, когда он был младенцем, хладнокровно совала его в огонь. Именно в эту
Ахиллесову пяту и направил Аполлон стрелу, пущенную Парисом, виновником
Троянской войны.
Немало смертных стало жертвой неуемных страстей Аполлона. Домогаясь чьей-
нибудь любви, он считался лишь со своими желаниями, и потому часто погибали не
те, кого он ненавидел, а именно те, кто имел несчастье понравиться ему.
Позднее Аполлон приобрел более благородный облик. Его чтили как
врачевателя, покровителя искусств, защитника путешественников. Бог света, он
как
бы воплощал в себе свет знания, мудрости. Его устами говорила сама истина.
Потому-то таким авторитетом обладало его святилище в Дельфах. Сюда со всего
мира
приходили, чтобы услышать мнение оракула (пророка, посредника между богом и
людьми), узнать о своей судьбе. Спрашивали купцы, отправлявшиеся в плавание,
родители, беспокоившиеся о своих детях, полководцы, обдумывающие планы походов.
Спрашивали от своего имени и от имени целого государства. И Аполлон трудился не
за страх, а за совесть девять месяцев в году (считалось, что в течение трех
месяцев он не появлялся в Греции - подобно тому, как скрывается солнце в зимний
период). Божественная воля изрекалась устами специальной жрицы - пифии.
Судя по сообщениям поздних античных писателей, ее "работа" требовала
недюжинного здоровья. Прорицательницу помещали во внутреннюю часть храма,
занимавшую небольшую пло
|
|