|
епорочность, даже
кинуть взор на ее прекрасное тело. Единственный человек, которому довелось
увидеть ее обнаженной, - охотник Актеон - был превращен ею в оленя, которого
растерзали его собственные собаки. Правда, есть версия, что гнев богини был
вызван иным обстоятельством: Актеон будто бы хвастался, что он более искусный
охотник, чем Артемида. Разумеется, этого богиня стерпеть не могла.
Вообще олимпийцы страшно беспокоились за свой авторитет, и высшей
дерзостью считалось, если кто-нибудь из людей хоть в чем-то посмеет сравнить
себя с ними. Подобные попытки пресекались решительно и жестоко. Переубеждать,
доказывать, спорить - этого боги не умели, да и просто не считали нужным. Какие
дискуссии, когда в руках безграничная власть и столь же безграничное право
использовать ее?
Гордилась своим потомством фиванская царица Ниоба: ни у одной женщины не
было более прекрасных детей. Но царица посмела бросить вызов богине Латоне: что
такое ее близнецы - Аполлон и Артемида - по сравнению с семью сыновьями и семью
дочерьми Ниобы?! И расплата последовала мгновенно. Бог света и богиня охоты
убедительно доказали свое превосходство: они хладнокровно перестреляли из луков
беззащитных детей, а несчастная мать окаменела от горя, склонившись над телом
последней дочери. Такой изобразил ее известный скульптор IV века до нашей эры
Пракситель, на статую которого была сочинена эпиграмма:
В камень живую меня обратили враждебные боги,
Снова из камня живой сделал Пракситель меня.
А Овидий рассказывал, что близ Трои, куда буря перенесла окаменевшую
царицу, стоит неподвижная скала, принявшая облик женщины. Давно уже покинула ее
жизнь, но слезы не иссякли до сих пор и текут из пустых глазниц по белоснежному
мрамору. Таким и остался образ Ниобы в сознании людей- памятник скорби и печали.
А может быть, напоминание о бессердечии богов?
И как знать, не сводил ли каких-нибудь счетов с суровой богиней отчаянный
Герострат, вымещавший столь нелепым способом свою обиду или злость на храме,
воздвигнутом в ее честь? История, во всяком случае, дала немало примеров того,
как изничтожались произведения искусства, единственным, но вполне достаточным
пороком которых являлось то, что они были связаны с ненавистными именами и
воспоминаниями. Потом проходили годы, века, и новые поколения спокойнее
относились к прошлому, нередко переоценивали деятельность тех, кого прежде
безоговорочно осуждали, и все становилось на свое место - то самое место, о
котором заботится беспристрастная история.
УБИЙЦА ИЛИ СПАСИТЕЛЬ?
Красивый, интеллигентный юноша с артистической шевелюрой, стройный,
изящный, не отличающийся особой силой, но зато поражающий своей
одухотворенностью, - таким знает широкая публика Аполлона. Сразу скажем,
подобное представление рождено всемирно известной статуей Аполлона
Бельведерского, созданной в IV веке до нашей эры. Скульптор Леохар изобразил
изысканного красавца, театрально откинувшего гордую голову и словно
выставляющего себя напоказ.
Столь лакировочный образ сложился лишь в позднюю эпоху, в период эллинизма
(IV-I века до нашей эры). Раньше же греки воспринимали Аполлона совсем иначе.
Он
был для них чуть ли не самым главным богом. То есть, конечно, старшинство и
главенство принадлежало Зевсу, однако культ "отца богов и людей" играл в
классическую эпоху гораздо меньшую роль в жизни, чем культ его сына.
Каждое греческое племя отдавало предпочтение тем или иным олимпийцам.
Аполлона же чтили всюду. Уже в V веке до нашей эры историк Геродот называет его
"богом эллинов". А святилище Аполлона в Дельфах собирало паломников со всей
Эллады и считалось залогом единства греческого народа, разделенного на мелкие
города-государства.
Аполлон-весьма разностороннее и противоречивое существо. Он бог света,
дает жизнь, тепло; он же своими лучами поражает насмерть. "Феб-Аполлон"- уже
само имя отражало эту двойственность: Феб - "светлый", а "Аполлон" - "губитель".
Не удивительно, что он наводит ужас и на людей и даже на богов. Когда Латона
собиралась родить его, она обошла весь свет и, как писал поэт Гесиод,
...всех опросила, не хочет ли кто стать родиной сыну.
Но трепетали все земли от страха, никто не решился
Фебу пристанище дать...
Согласился, в конце концов, остров Делос, взяв с Латоны клятву, что он не
потерпит ущерба от ее грозного потомка.
Впрочем, сами делосцы, гордившиеся столь высоким покровительством,
придерживались иной версии. Они утверждали, что Гера запретила Земле
предоставлять место Латоне, готовившейся разрешиться от бремени, но Зевс все же
перехитрил супругу, и по его просьбе Посейдон поднял из морских глубин остров
(а
слово "Делос" означа
|
|