|
ую армию "варваров".
Мнения вождей разделились. Одни советовали уклониться от битвы, другие,
наоборот, призывали скорей начать ее. В конце концов, семью голосами против
шести (от чего только не зависят события мировой истории!) решено было дать бой.
Но и после этого прошло еще немало времени. Дело в том, что у афинян принято
было: стратеги командуют войсками поочередно. И никто не брал на себя
ответственности, пока очередь не дошла до Мильтиада. Только тогда и завязалось
сражение.
Выстроились греки. Их боевая линия равнялась линии противника, хотя
численность эллинов настолько уступала персам, что те считали безумием
начавшуюся атаку афинян. Но произошло чудо. Стремительным натиском эллины смяли
и наголову разбили многочисленное персидское войско. 6400 персов было убито,
греки же потеряли всего 192 человека. Захвачено было семь кораблей. На
остальных
"варвары", едва успев погрузиться, двинулись к Афинам, рассчитывая штурмовать
город, пока его защитники находятся у Марафона. Но, как известно, греки были
сильны и духом и телом, и легкоатлетических способностей им занимать не
требовалось. С поразительной прытью целая армия бросилась к Афинам и успела
опередить врагов (чуть-чуть раньше по той, же дороге промчался вестник,
возвестивший афинянам о славной победе, - первый человек, освоивший, ставшую
классической "марафонскую" дистанцию!).
Итак, чудо налицо. Конечно, никоим образом нельзя умалять героизма греков.
Но все-таки очень странно, что могло внести такую неожиданную растерянность в
ряды захватчиков, вселить страх в их сердца. Конечно же, не обошлось без
вмешательства богов. И греки были убеждены: поддержку им оказал не кто иной,
как
Пан. Это он посеял панику среди персов, это он внушил им панический ужас и
обратил в бегство.
Пану посвятили пещеру на афинском акрополе и ежегодно стали устраивать в
его честь торжественные факельные шествия.
Мне, козлоногому Пану, аркадцу, враждебному персам
Верному другу афинян, место здесь дал Мильтиад, -
высечено было на одной из его статуй.
А как же все-таки было в действительности? В чем причины этой
ослепительной победы в битве, которой древние греки гордились до конца своей
истории?
Самый главный источник по истории греко-персидских войн, дошедший до нас,
- это труд Геродота, современника событий. Именно его рассказ мы привели выше,
и
именно он рождает недоумение. Как разрешить его?
В самом деле, персы терпят сокрушительное поражение и теряют из 600
кораблей всего... 7. Оставив на поле боя 6400 человек (цифра совершенно
фантастическая по сравнению с потерями греков!), они поспешно отплывают. Куда?
Залечивать раны? Собираться с новыми силами? Вовсе нет - они направляются к
Афинам.
А их главная ударная сила - конница? Она так и не принимает участия в
боевых действиях, и историк даже не упоминает о ней. Невольно приходит мысль:
не
исказил ли Геродот подлинную картину событий? Действительно ли Марафонская
битва
- при всем ее значении - была столь грандиозным побоищем, как это казалось
современникам?
Но здесь мы вторгаемся во владения другой Музы, на которую и перекладываем
ответственность за правильность исторических сведений. У нее строгое лицо, она
держит свиток и остро отточенную палочку в руках. Она погружена в размышление.
Ей есть над чем подумать - Музе истории...
В ПОИСКАХ ИСТИНЫ
Но при чем здесь Муза истории? Какое отношение она может иметь к мифам?
Неужели в этих красочных небылицах содержатся какие-то крупицы здравого смысла?
В самые отдаленные времена, естественно, мифы были для греков абсолютно
достоверными, они составляли особый, непонятный, но тем не менее реальный мир.
Позднее к ним стали относиться более осторожно. Усомнившись в богах, греки
постепенно перестали всерьез воспринимать и сказочные события, связанные с ними.
Пожалуй, трудней всего пришлось историкам. О чем бы они ни писали, им
приходилось так или иначе обращаться к истокам, к древнейшим эпохам, о которых
мало что было известно. Что происходило в действительности, никто не знал. И
тогда на помощь приходили мифы.
Потому-то в исторических произведениях античных писателей, честно
описывавших то, что они видели или слышали, так часто упоминаются мифические
герои, с которыми обычно связывают установление каких-нибудь праздников,
строительство городов, создание учреждений.
Муза истории любила задавать загадки и не слишком охотно раскрывала свои
секреты. Ей словно доставляло особое удовольствие наблюдать за тем, как люди
тщетно пытались проникнуть в тайны своего прошлого. Уже в древности
историческая
наука стала ареной ожесточенных споров, в которых, однако, так и не родилась
истина.
В верности истине историки клялись издавна. Но все дело в том, что истин
оказывалось велико
|
|