|
о
официальные боги-олимпийцы теряли былую популярность. На первый план
выдвинулись
божества, связанные с Землей и земными силами. Аполлону по-прежнему
предоставляли заниматься искусством, а вот кормильцем, спасителем стали
почитать
именно Пана. Его называли и "величайшим", и "многомилостивым", "царем" и
"господином", в нем видели воплощение всей природы, всего космоса, а в его
свирели - источник всеобщей гармонии, музыки небесных сфер (по случайному
созвучию "пан" по-гречески значит "все"!).
Можно вообразить, в какое отчаяние привело людей известие о его смерти.
Однажды, рассказывает Плутарх, в царствование императора Тиберия, (I век),
в Италию из Пелопоннеса направлялся корабль. И вдруг с одного из островов
кормчий услышал голос, призывавший его. Трижды разнеслось над волнами его имя.
"Я здесь. О чем ты спрашиваешь? Чего ты хочешь от меня?" - с дрожью
спросил рулевой.
"Возвести о том, что великий Пан умер!"
И когда корабль подошел к острову близ берегов Италии, кормчий исполнил
приказание. Едва успел он произнести последнее слово, как послышались скорбные
вопли и жалобные стенания. Мгновенно донеслась эта весть до столицы, и Тиберий
собрал ученых мужей, чтобы ему объяснили случившееся.
"Ничего удивительного, - отвечали те, - ведь Пан рожден смертной женщиной,
и ему не суждено вечно оставаться среди богов".
Ранние христианские писатели усмотрели в этом событии иной смысл: смерть
Пана - это конец языческой религии. Она совпала с гибелью Иисуса Христа, смерть
и воскресение которого приведут к победе его учения.
"Я склонен отнести эти слова к великому спасителю верующих, который был
вероломно умерщвлен в Иудее... По-гречески его с полным правом можно было бы
назвать "Пан", ибо он наше Все - все, что имеем, чем живем, на что надеемся.
Сей
превеликий и всеблагой Пан - единственный наш спаситель". Так рассуждал добрый
и
благочестивый Пантагрюэль, и из глаз его капали крупные, как страусовы яйца,
слезы. "Убей меня бог, - добавляет Рабле, - если я солгал здесь хоть словом".
(Сейчас выражение "Умер великий Пан" означает не только смерть выдающегося
человека, но и конец целой исторической эпохи. Но в одном богословы оказались
правы: христианская религия действительно в конце концов вытеснила языческую, и
на смену то веселым и озорным, то жестоким и коварным олимпийцам пришел суровый,
неумолимый, аскетически унылый бог-страдалец.)
Эллины любили своего лесного проказника. Особенно чтили его в Афинах. И
было за что...
Шел 490 год до нашей эры. На 600 кораблях из Малой Азии двинулись в Грецию
полчища персидских войск царя Дария. Флот подошел к Марафону, в 40 километрах
от
Афин, и началась высадка. Именно здесь, на широкой равнине, могла развернуться
непобедимая персидская конница, чтобы сокрушить непокорных греков, осмелившихся
оскорбить царя царей Дария. Он не забыл ни одной обиды: ни того, что они
помогали мятежникам, восставшим против его владычества, ни того, как обошлись с
его послами, которых он отправил, чтобы они потребовали от эллинов "земли и
воды". Все города готовы были признать его власть. Лишь афиняне осмелились
убить
послов, а спартанцы бросили их в колодец, лаконично откомментировав: "Вот вам
земля и вода". Дарий помнил все - не зря ведь приказал он своему слуге за
столом
каждый день произносить: "Царь, помни о греках!"
И вот его войска в Элладе. Всполошились греки. Ополченцы из Афин и Платеи
двинулись к Марафону. А еще ожидали помощь из Спарты - туда помчался известный
скороход Фидиппид. Спешит он по горным тропинкам; вдруг слышит, как кто-то
окликает его. И видит - перед ним сам Пан. Промолвил бог:
"Спроси у афинян, Фидиппид, почему они совсем не чтят меня? Ведь я же
благосклонен к ним, немало услуг им оказывал, да и впредь буду им полезен".
И действительно, вскоре афиняне убедились в этом.
Напрасно торопился Фидиппид, покрыв за два дня расстояние свыше 200
километров. Лакедемоняне согласились выступить в поход, но... не раньше, чем
наступит полнолуние. Таков был древний обычай.
И вот перед афинскими военачальниками встала поистине невероятная по своей
сложности задача: как с 10 тысячами воинов остановить огром
|
|